С 1 сентября 2023 года все детские сады будут работать по Федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО). В связи с этим в моей группе ВКонтакте стали появляться вопросы от коллег, что измениться в работе педагога-психолога в связи с этим новшеством. В этой статье я постараюсь описать своё видение того, что нас ждёт с 1 сентября 2023 года. Хочу отметить, что моё мнение не является экспертным и вы можете думать по- другому.
На мой взгляд, больших изменений не предвидится, но документацию придётся привести в соответствии с ФОП ДО.
Что необходимо подкорректировать в документации педагога-психолога?
В ФОП ДО прописаны целевые группы, которым педагог-психолог будет оказывать адресную психологическую помощь.
Ранее мы тоже оказывали адресную психологическую помощь, но не в одном нормативном документе целевые группы не были прописаны.
В связи с этим, на мой взгляд, необходимо существующие у педагога-психолога ДОУ программы коррекционно-развивающей работы или рабочие программы коррекционно-развивающей работы отнести к какой-то целевой группе и прописать это на титульном листе и в пояснительной записке.
Например: программа работы педагога-психолога с тревожными детьми и детьми, испытывающими фобии будет отнесена к следующей целевой группе: «Обучающиеся «Группы риска»»
Также, думаю, что стоит внести корректировки и в программу психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, а именно:
- в разделе «Значимые для разработки и реализации программы характеристики», на ряду с возрастными особенностями детей, добавить описание особенностей детей, относящихся к разным целевым группам;
- в разделе «Коррекционно-развивающая работа» прописать общие задачи работы с каждой целевой группой, а уже более подробно коррекционно-развивающую работу с определённой целевой группой педагог-психолог описывает в программе коррекционно-развивающей работы или рабочей программе.
Шаблон программы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
В копилке педагога я подготовила для Вас шаблон программы, в который включены целевые группы, определённые ФОП ДО для оказания им адресной психологической помощи.
Заключение
Подводя итог моим размышлениям на счёт изменений, которые ждут педагога-психолога с 1 сентября 2023 года хочется сказать, что будем работать, как работали, только немного подкорректируем существующие программы. Как и прежде у педагога-психолога будут следующие программы:
- Программ психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, которая пишется на 5 лет.
- Программы коррекционно-развивающей работы или рабочие программы коррекционно-развивающей работы для различных целевых групп, которые пишутся ежегодно на 1 учебный год, так как целевые группы у нас могут меняться.
Буду рада, если оставите в комментариях под моей статьёй своё видение грядущих изменений в работе педагога-психолога с 1 сентября 2023 года.
Спасибо за ваше мнение и за помощь в работе!
Спасибо за ваше мнение!
Спасибо вам огромное, Марина! Часто обращаюсь к вашим разработкам за помощью и очень счастлива, что однажды случайно наткнулась на ваш сайт! Здоровья вам, мира и благополучия!
Спасибо Марина за шаблон программы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Очень актуально.
Добрый день. Подскажите, пожалуйста, рабочие программы коррекционно-развивающей работы для различных целевых групп пишутся к первому сентября нового учебного года? Или, например, к 01 октября, после диагностики (например, одаренности) и выявления наличия определенных целевых групп.
Здравствуйте. Правильно писать после диагностики. Но обычно в детских садах требуют к 1 сентября сдать.
Спасибо, Марина за материал! Скажите пожалуйста, я правильно поняла, что программы, например для ТНР так и остаются для ТНР, только теперь пишутся в соответствии с АОП, а не АООП?
Здравствуйте. Вы в своей программе пишите, то название, которое будет у вашей образовательной программы в ДОУ.
Добрый день! Если честно я в востороге просмотренной документации. Хочется приобрести для работы в доу
Марина, спасибо за информацию! Подскажите, рабочая программа кор-разв работы и программа кор-разв работы, под этими названиями вы подразумеваете это одно и тоже?! Знак «равно=» между ними можно поставить?
Да, как знак равно. Кто-то использует понятие рабочая программа, кто-то нет. Это как у вас принято. От названия суть не меняется.
Марина, здравствуйте.
Подскажите пожалуйста, есть ли шаблон программы по новой ФОП если в саду только нормотипичные дети?
Работать будут второй год, еще с теми правилами не разобралась, уже новые. Методиста нет, заведущая сказала сами разбирайтесь. Я в панике если честно)))
Здравствуйте. Есть. Все материалы размещены у меня на сайте в разделе «Копилка психолога».
Добрый день. Очень много полезной информации. Спасибо. Как начинающий психолог в ДОУ хочу преобрести годовой план, и не только 😀. Подскажите пожалуйста «Годовой план под ключ» и «Годовой план под ключ 2» чем отличаются, и оба эти плана соответствуют ФОП ДО.
Я просмотрела материал обоих планов, «Годовой план под ключ» мне как то ближе показался. Заранее спасибо за ответ.
Здравствуйте. Я рада, что мой сайт оказался для вас полезным. Относительно комплектов с годовыми планами, то «Годовой план под ключ» более расширенный (есть папка по адаптации), чем «Годовой план под ключ 2». В связи ФОП ДО внесение изменений в годовой план не требуется. Мы его пишем, как писали раньше.
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, обязательна ли программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ДОУ?
Здравствуйте. В ФОП ДО говорится, что целевые группы должны быть включены в программу психолого-педагогического сопровождения. Также целью деятельности педагога-психолога по стандарту является психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Исходя из этого я делаю для себя вывод, что должна быть такая программа.
спасибо за разьяснения ,обязательно приобрету у Вас
Благодарю за активную позицию в профессиональной деятельности. Это очень помогает и организует, поддерживает.
Замечательная статья,спасибо.
доброе утро.Спасибо вам за такой полезный материал. я начинающий психолог ДОУ. Скажите пожалуйста, вы оказываете индив. помощь (платно) ?
Здравствуйте. Я рада, что мои материалы вам полезны))) Я не консультирую платно.
спасибо
Спасибо вам огромное!
Марина, здравствуйте! Подскажите, где взять описание особенностей детей разных целевых групп? чтобы добавить их в раздел «значимые характеристики для разработки и реализации Программы». В ФАОП не нашла.
Здравствуйте. Посмотрите на сайте ФГОСРЕЕСТР в ПрАООП.
Здравствуйте, Марина. Подскажите, пожалуйста, есть ли какие-о методические рекомендации или приказы по написанию «программы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса» по ФОП и коррекционно-развивающих программ по направлениям? Мне надо руководству донести, что так сейчас надо делать
Здравствуйте. Отдельно нормативных документов нет, но непосредственно в ФОП ДО есть указания на это. В п. 27.8. ФОП ДО написано: «В образовательной практике определяются нижеследующие категории целевых групп обучающихся для оказания им адресной психологической помощи и включения их в программы психолого-педагогического сопровождения….» Исходя из этого пункта мы делаем вывод, что должны написать программу психолого-педагогического сопровождения и включить туда целевые группы, прописанные в ФОП ДО. Относительно коррекционно-развивающих программ, то в п. 27.6. говорится: «КРР в ДОО реализуется в форме групповых и (или) индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. Выбор конкретной программы коррекционно-развивающих мероприятий, их количестве, форме организации, методов и технологий реализации определяется ДОО самостоятельно, исходя из возрастных особенностей и ООП обучающихся.». Также есть ещё один интересный пункт в Фоп ДО, а именно п. 27.3.: «ДОО имеет право и возможность разработать программу КРР в соответствии с ФГОС ДО, которая может включать: план диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий; рабочие программы КРР с обучающимися различных целевых групп, имеющих различные ООП и стартовые условия освоения Программы; методический инструментарий для реализации диагностических, коррекционно-развивающих и просветительских задач программы КРР.» Исходя из него психолог пишет рабочие программы коррекционно-развивающей работы на разные целевые группы.
Здравствуйте! Не могли бы вы помочь с одним вопросом?) Я работаю в частном детском саду . Могу ли написать заключение по результатам диагностики?
Здравствуйте. Психолог пишет по результатам диагностики заключение. Это один из основных документов в работе психолога.