Что изменится в работе педагога-психолога в связи с введением ФОП ДО?

Что изменится в работе педагога-психолога в связи с введением ФОП ДО?

С 1 сентября 2023 года все детские сады будут работать по Федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО). В связи с этим в моей группе ВКонтакте стали появляться вопросы от коллег, что измениться в работе педагога-психолога в связи с этим новшеством. В этой статье я постараюсь описать своё видение того, что нас ждёт с 1 сентября 2023 года. Хочу отметить, что моё мнение не является экспертным и вы можете думать по- другому.

На мой взгляд, больших изменений не предвидится, но документацию придётся привести в соответствии с ФОП ДО.

Что необходимо подкорректировать в документации педагога-психолога?

В ФОП ДО прописаны целевые группы, которым педагог-психолог будет оказывать адресную психологическую помощь.

Ранее мы тоже оказывали адресную психологическую помощь, но не в одном нормативном документе целевые группы не были прописаны.

В связи с этим, на мой взгляд, необходимо существующие у педагога-психолога ДОУ программы коррекционно-развивающей работы или рабочие программы коррекционно-развивающей работы отнести к какой-то целевой группе и прописать это на титульном листе и в пояснительной записке.

Например: программа работы педагога-психолога с тревожными детьми и детьми, испытывающими фобии будет отнесена к следующей целевой группе: «Обучающиеся «Группы риска»»

Также, думаю, что стоит внести корректировки и в программу психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, а именно:

  • в разделе «Значимые для разработки и реализации программы характеристики», на ряду с возрастными особенностями детей, добавить описание особенностей детей, относящихся к разным целевым группам;
  • в разделе «Коррекционно-развивающая работа» прописать общие задачи работы с каждой целевой группой, а уже более подробно коррекционно-развивающую работу с определённой целевой группой педагог-психолог описывает в программе коррекционно-развивающей работы или рабочей программе.
Шаблон программы психолого-педагогического сопровождения

Шаблон программы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

В копилке педагога я подготовила для Вас шаблон программы, в который включены целевые группы, определённые ФОП ДО для оказания им адресной психологической помощи.

Заключение

Подводя итог моим размышлениям на счёт изменений, которые ждут педагога-психолога с 1 сентября 2023 года хочется сказать, что будем работать, как работали, только немного подкорректируем существующие программы. Как и прежде у педагога-психолога будут следующие программы:

  • Программ психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, которая пишется на 5 лет.
  • Программы коррекционно-развивающей работы или рабочие программы коррекционно-развивающей работы для различных целевых групп, которые пишутся ежегодно на 1 учебный год, так как целевые группы у нас могут меняться.

Буду рада, если оставите в комментариях под моей статьёй своё видение грядущих изменений в работе педагога-психолога с 1 сентября 2023 года.

Марина Королёва

Педагог-психолог высшей квалификационной категории. Стаж работы педагогом-психологом - 13 лет.

Оцените статью
Сайт педагога-психолога ДОУ
Шаблон программы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

  1. Светлана

    Спасибо за ваше мнение и за помощь в работе!

  2. Ольга

    Спасибо за ваше мнение!

  3. Ольга

    Спасибо вам огромное, Марина! Часто обращаюсь к вашим разработкам за помощью и очень счастлива, что однажды случайно наткнулась на ваш сайт! Здоровья вам, мира и благополучия!

  4. Светлана Фортупьянчикова

    Спасибо Марина за шаблон программы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Очень актуально.

  5. Ирина

    Добрый день. Подскажите, пожалуйста, рабочие программы коррекционно-развивающей работы для различных целевых групп пишутся к первому сентября нового учебного года? Или, например, к 01 октября, после диагностики (например, одаренности) и выявления наличия определенных целевых групп.

    1. Марина Королёва автор

      Здравствуйте. Правильно писать после диагностики. Но обычно в детских садах требуют к 1 сентября сдать.

  6. Анна

    Спасибо, Марина за материал! Скажите пожалуйста, я правильно поняла, что программы, например для ТНР так и остаются для ТНР, только теперь пишутся в соответствии с АОП, а не АООП?

    1. Марина Королёва автор

      Здравствуйте. Вы в своей программе пишите, то название, которое будет у вашей образовательной программы в ДОУ.

  7. Рита

    Добрый день! Если честно я в востороге просмотренной документации. Хочется приобрести для работы в доу

  8. Инна

    Марина, спасибо за информацию! Подскажите, рабочая программа кор-разв работы и программа кор-разв работы, под этими названиями вы подразумеваете это одно и тоже?! Знак «равно=» между ними можно поставить?

    1. Марина Королёва автор

      Да, как знак равно. Кто-то использует понятие рабочая программа, кто-то нет. Это как у вас принято. От названия суть не меняется.

  9. Нина

    Марина, здравствуйте.
    Подскажите пожалуйста, есть ли шаблон программы по новой ФОП если в саду только нормотипичные дети?
    Работать будут второй год, еще с теми правилами не разобралась, уже новые. Методиста нет, заведущая сказала сами разбирайтесь. Я в панике если честно)))

    1. Марина Королёва автор

      Здравствуйте. Есть. Все материалы размещены у меня на сайте в разделе «Копилка психолога».

  10. Ляна

    Добрый день. Очень много полезной информации. Спасибо. Как начинающий психолог в ДОУ хочу преобрести годовой план, и не только 😀. Подскажите пожалуйста «Годовой план под ключ» и «Годовой план под ключ 2» чем отличаются, и оба эти плана соответствуют ФОП ДО.
    Я просмотрела материал обоих планов, «Годовой план под ключ» мне как то ближе показался. Заранее спасибо за ответ.

    1. Марина Королёва автор

      Здравствуйте. Я рада, что мой сайт оказался для вас полезным. Относительно комплектов с годовыми планами, то «Годовой план под ключ» более расширенный (есть папка по адаптации), чем «Годовой план под ключ 2». В связи ФОП ДО внесение изменений в годовой план не требуется. Мы его пишем, как писали раньше.

  11. Наталья

    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, обязательна ли программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ДОУ?

    1. Марина Королёва автор

      Здравствуйте. В ФОП ДО говорится, что целевые группы должны быть включены в программу психолого-педагогического сопровождения. Также целью деятельности педагога-психолога по стандарту является психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Исходя из этого я делаю для себя вывод, что должна быть такая программа.

  12. ирина

    спасибо за разьяснения ,обязательно приобрету у Вас

  13. Любовь

    Благодарю за активную позицию в профессиональной деятельности. Это очень помогает и организует, поддерживает.

  14. Ольга

    Замечательная статья,спасибо.

  15. мая

    доброе утро.Спасибо вам за такой полезный материал. я начинающий психолог ДОУ. Скажите пожалуйста, вы оказываете индив. помощь (платно) ?

    1. Марина Королёва автор

      Здравствуйте. Я рада, что мои материалы вам полезны))) Я не консультирую платно.

  16. лидия

    спасибо

  17. Оксана

    Спасибо вам огромное!

  18. Инна

    Марина, здравствуйте! Подскажите, где взять описание особенностей детей разных целевых групп? чтобы добавить их в раздел «значимые характеристики для разработки и реализации Программы». В ФАОП не нашла.

    1. Марина Королёва автор

      Здравствуйте. Посмотрите на сайте ФГОСРЕЕСТР в ПрАООП.

  19. Наталья

    Здравствуйте, Марина. Подскажите, пожалуйста, есть ли какие-о методические рекомендации или приказы по написанию «программы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса» по ФОП и коррекционно-развивающих программ по направлениям? Мне надо руководству донести, что так сейчас надо делать

    1. Марина Королёва автор

      Здравствуйте. Отдельно нормативных документов нет, но непосредственно в ФОП ДО есть указания на это. В п. 27.8. ФОП ДО написано: «В образовательной практике определяются нижеследующие категории целевых групп обучающихся для оказания им адресной психологической помощи и включения их в программы психолого-педагогического сопровождения….» Исходя из этого пункта мы делаем вывод, что должны написать программу психолого-педагогического сопровождения и включить туда целевые группы, прописанные в ФОП ДО. Относительно коррекционно-развивающих программ, то в п. 27.6. говорится: «КРР в ДОО реализуется в форме групповых и (или) индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. Выбор конкретной программы коррекционно-развивающих мероприятий, их количестве, форме организации, методов и технологий реализации определяется ДОО самостоятельно, исходя из возрастных особенностей и ООП обучающихся.». Также есть ещё один интересный пункт в Фоп ДО, а именно п. 27.3.: «ДОО имеет право и возможность разработать программу КРР в соответствии с ФГОС ДО, которая может включать: план диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий; рабочие программы КРР с обучающимися различных целевых групп, имеющих различные ООП и стартовые условия освоения Программы; методический инструментарий для реализации диагностических, коррекционно-развивающих и просветительских задач программы КРР.» Исходя из него психолог пишет рабочие программы коррекционно-развивающей работы на разные целевые группы.

  20. Яха

    Здравствуйте! Не могли бы вы помочь с одним вопросом?) Я работаю в частном детском саду . Могу ли написать заключение по результатам диагностики?

    1. Марина Королёва автор

      Здравствуйте. Психолог пишет по результатам диагностики заключение. Это один из основных документов в работе психолога.