Ко мне часто обращаются коллеги с разными вопросами про программы. Из вопросов понятно, что нет чёткого понимания терминологии. Очень большая путаница в формулировках. Давайте разбираться вместе. Для удобства восприятия информации я представлю всё в таблицах.
Данная статья является моим видением данного вопроса, исходя из нормативных документов. У вас может другое видение данного вопроса.
Основные программы
Полное и сокращённое наименование программы | Разработчики программы | Пояснения |
---|---|---|
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО) | Министерство просвещения | — |
Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования (ФАОП ДО) | Министерство просвещения | — |
Образовательная программа дошкольного образования (ОП ДО) | Детский сад | ОП ДО пишется на основе ФОП ДО для общеразвивающих групп. Пишется она заместителем заведующего (методистом, старшим воспитателям). К написанию программы могут привлекаться педагоги и узкие специалисты. Особая роль отводится педагогу-психологу. Он участвует в разработке коррекционного раздела. |
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования (АОП ДО) | Детский сад | АОП ДО пишется на основе ФАОП ДО на группу детей определённой нозологии. В разработке программы участвуют все специалисты сопровождения: воспитатели, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи и т.д. Роль заместителя заведующего (методиста) в написание программы будет больше координационная. |
Какие программы пишет педагог-психолог?
Наименование программы | На какой срок составляется программа? | Пояснения | Ссылка на нормативный документ |
---|---|---|---|
Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. | Тот период, который обозначен в ОП ДО. | Данная программа описывает то, как будет осуществляться психологическое сопровождение образовательного процесса (через какие направления и их содержание). Направления работы и их содержание прописаны в стандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования).» | п. 27.8. ФОП ДО |
Рабочая программа коррекционно-развивающей /психопрофилактической работы. | До 1 года | Данная программа описывает подробную работу с различными целевыми группами, обозначенными в ОП ДО. Как правило это групповая работа педагога-психолога с определённой группой детей. Для каждой целевой группы пишется своя рабочая программа. | п. 27.3. ФОП ДО |
Относительно индивидуально работы педагога-психолога, то в нормативных документах нет чёткого названия документа, который мы должны составлять. Я для себя составляю программу индивидуальной коррекционно-развивающей работы.
Надеюсь, что моя статья внесла некоторую ясность в терминологию программ. Если есть вопросы, то пишите в комментариях и я с радостью отвечу на них.
С какими детьми мы имеем право проводить индвидуальную работу? только теми кто прошел консилиум, или по запросу педагога или родителя?
Здравствуйте. Психолог оказывает адресную психологическую помощь детям различных целевых групп. Сами целевые группы приведены в ФОП ДО. Там же есть информация относительно того на основе чего осуществляется коррекционно-развивающая работа с детьми разных целевых групп. Вся эта информация есть в коррекционном разделе ФОП ДО.