Вайолет Оклендер в совей книге “Окна в мир ребёнка” пишет, что детей важно учить разумным способам выведения гнева. Среди них: рвать газету, комкать бумагу, пинать что-то, писать на бумаге все слова, которые хочется высказать в гневе, рисовать и лепить чувство гнева и многие другие. В этой статье мы поговорим об арт-технологиях, которые психолог может использовать в своей работе с детьми, проявляющими агрессивное поведение.
Упражнение «Кляксы»
Цель: снять у ребёнка страх и состояние агрессии.
Оборудование: чистые листы бумаги, жидкая краска (можно гуашь).
Ход работы: Вы предлагаете ребёнку взять на кисточку немного краски любого цвета и плеснуть «кляксу» на лист. Сложите лист вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Разверните лист и постарайтесь понять, на кого или на что похожа полученная двухсторонняя «клякса».
Агрессивные или подавленные дети выбирают тёмные цвета и видят в своих «кляксах» агрессивные сюжеты (чудовищ, страшных пауков и т. д.). Через обсуждение «страшного рисунка» агрессия ребёнка выходит, он освобождается от отрицательный энергии.
Психолог должен брать для своей «кляксы» обязательно светлые краски и придумывать приятные, спокойные ассоциации (бабочка, сказочные цветы, деревья ит.д.)
Упражнение «Мелки — наперегонки»
Цель: Отреагирование напряжения и агрессивных тенденций, гармонизация эмоционального состояния, физическая и эмоциональная стимуляция.
Оборудование: Мелки, лист картона.
Ход работы: Ребенку в разном темпе (медленно – быстро) предлагается делать штрихи на листе.
Упражнение «Ужасно-прекрасный рисунок»
Цель: снять у ребёнка состояние агрессии.
Оборудование: лист белой бумаги, цветные карандаши.
Ход работы: Ребенку предлагается нарисовать «ужасный рисунок», после этого рисунок передается психологу и тот делает из него «прекрасный» и передает снова ребенку. Так рисунок проходит несколько кругов. На каком-то этапе, можно поменяться и уже ребенок будет делать из «ужасного» прекрасный рисунок.
Упражнение «Пластилин-силач»
Цель: Отреагирование эмоций и агрессивных тенденций, снятие напряжения.
Оборудование: Пластилин, лист картона.
Ход работы: Ребенок, отрывая небольшие кусочки пластилина, размазывает их по листу, создавая тоненький слой, при желании может соскоблить его с листа с помощью ножечка для пластилина, что требует дополнительных физических и эмоциональных сил.
Упражнение “Лики гнева” (Е. Таранина)
Цель: снизить уровень агрессии, позволить ребёнку выпустить свои отрицательные эмоции, дать возможность познакомиться с ними.
Упражнение можно применять в работе с детьми с 6 лет.
Оборудование: Бумага А4, цветной пластилин (или солёное тесто, глина).
Ход работы: попросите ребёнка вспомнить ситуацию, в которой он испытывает гнев, агрессию, где был сильно раздражён. Можно вспомнить три таких ситуации и найти, какие эмоции их объединяют. Вопрос “Что тебе неприятно?” понятен ребёнку, с ним можно работать. Когда эмоции названы, можно переходить к лепке.
- Попросите ребёнка из трёх кусочков пластилина слепить три образа эмоций, которые он назвал (образ гнева, обиды и т.д.)
- Получившиеся работы нужно разместить на листе бумаги в одну линию с расстоянием примерно 10 см.
- Предложите ребёнку “отказаться” от каждого переживания. Для этого необходимо придавить образы ладошкой, так, чтобы получились три размазанных блинчика.
- Один из блинчиков делится пополам, по кусочку в каждую руку. Пусть ребёнок одновременно разминает пластилин в обеих руках.
- Снова попросите ребёнку создать образы своих чувств, но так, как будто они совсем маленькие. Полученные образы тоже разместите на листе бумаги, желательно по центру.
- Далее предложите ребёнку поставить руки по краям листа, та, чтобы кисти стояли на ребре, как будто это два щита. Теперь нужно медленно сводить руки. В какой-то момент пластилиновые образы будут смяты и слеплены в один кусочек.
- Из полученного кусочка ребёнок лепить колбаску, сворачивает её в кольцо и методом вытягивания превращает кольцо в заборчик. Таким образом, негативная эмоция трансформируется в то, что даёт защиту и ощущение безопасности.
- Теперь предложите ребёнку взять другой кусочек пластилина того цвета, который ему нравится, и слепить что-то, что он любит. Когда образ готов, попросите ребёнка поместить его в центр кольца. Возможно, ребёнку захочется как-то видоизменить забор, чтоб его персонажу было там удобно и комфортно.
Лепка – это очень тонкая вещь, которая связана с измельчением чувств, для того, чтобы они были прожиты и отпущены. Она позволяет ребёнку, даже не включая высокую осознанность всего происходящего, отпустить это чувство бережно.
Заключение
Это только некоторые арт-терапевтические приемы, которые помогают эффективно преодолевать детскую агрессивность, приводить ее в конструктивное русло.