Арт-технологии в работе педагога-психолога с агрессивными детьми

Арт-технологии в работе педагога-психолога с агрессивными детьми

Вайолет Оклендер в совей книге “Окна в мир ребёнка” пишет, что детей важно учить разумным способам выведения гнева. Среди них: рвать газету, комкать бумагу, пинать что-то, писать на бумаге все слова, которые хочется высказать в гневе, рисовать и лепить чувство гнева и многие другие. В этой статье мы поговорим об арт-технологиях, которые психолог может использовать в своей работе с детьми, проявляющими агрессивное поведение.

Упражнение «Кляксы»

Цель: снять у ребёнка страх и состояние агрессии.

Оборудование: чистые листы бумаги, жидкая краска (можно гуашь).

Ход работы: Вы предлагаете ребёнку взять на кисточку немного краски любого цвета и плеснуть «кляксу» на лист. Сложите лист вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Разверните лист и постарайтесь понять, на кого или на что похожа полученная двухсторонняя «клякса».

Агрессивные или подавленные дети выбирают тёмные цвета и видят в своих «кляксах» агрессивные сюжеты (чудовищ, страшных пауков и т. д.). Через обсуждение «страшного рисунка» агрессия ребёнка выходит, он освобождается от отрицательный энергии.

Психолог должен брать для своей «кляксы» обязательно светлые краски и придумывать приятные, спокойные ассоциации (бабочка, сказочные цветы, деревья ит.д.)

Упражнение «Мелки — наперегонки»

Цель: Отреагирование напряжения и агрессивных тенденций, гармонизация эмоционального состояния, физическая и эмоциональная стимуляция.

Оборудование: Мелки, лист картона.

Ход работы: Ребенку в разном темпе (медленно – быстро) предлагается делать штрихи на листе.

Упражнение «Ужасно-прекрасный рисунок»

Арт-технологии в работе педагога-психолога с агрессивными детьми

Цель: снять у ребёнка состояние агрессии.

Оборудование: лист белой бумаги, цветные карандаши.

Ход работы: Ребенку предлагается нарисовать «ужасный рисунок», после этого рисунок передается психологу и тот делает из него «прекрасный» и передает снова ребенку. Так рисунок проходит несколько кругов. На каком-то этапе, можно поменяться и уже ребенок будет делать из «ужасного» прекрасный рисунок.

Упражнение «Пластилин-силач»

Цель: Отреагирование эмоций и агрессивных тенденций, снятие напряжения.

Оборудование: Пластилин, лист картона.

Ход работы: Ребенок, отрывая небольшие кусочки пластилина, размазывает их по листу, создавая тоненький слой, при желании может соскоблить его с листа с помощью ножечка для пластилина, что требует дополнительных физических и эмоциональных сил.

Упражнение “Лики гнева” (Е. Таранина)

Арт-технологии в работе педагога-психолога с агрессивными детьми

Цель: снизить уровень агрессии, позволить ребёнку выпустить свои отрицательные эмоции, дать возможность познакомиться с ними.

Упражнение можно применять в работе с детьми с 6 лет.

Оборудование: Бумага А4, цветной пластилин (или солёное тесто, глина).

Ход работы: попросите ребёнка вспомнить ситуацию, в которой он испытывает гнев, агрессию, где был сильно раздражён. Можно вспомнить три таких ситуации и найти, какие эмоции их объединяют. Вопрос “Что тебе неприятно?” понятен ребёнку, с ним можно работать. Когда эмоции названы, можно переходить к лепке.

  1. Попросите ребёнка из трёх кусочков пластилина слепить три образа эмоций, которые он назвал (образ гнева, обиды и т.д.)
  2. Получившиеся работы нужно разместить на листе бумаги в одну линию с расстоянием примерно 10 см.
  3. Предложите ребёнку “отказаться” от каждого переживания. Для этого необходимо придавить образы ладошкой, так, чтобы получились три размазанных блинчика.
  4. Один из блинчиков делится пополам, по кусочку в каждую руку. Пусть ребёнок одновременно разминает пластилин в обеих руках.
  5. Снова попросите ребёнку создать образы своих чувств, но так, как будто они совсем маленькие. Полученные образы тоже разместите на листе бумаги, желательно по центру.
  6. Далее предложите ребёнку поставить руки по краям листа, та, чтобы кисти стояли на ребре, как будто это два щита. Теперь нужно медленно сводить руки. В какой-то момент пластилиновые образы будут смяты и слеплены в один кусочек.
  7. Из полученного кусочка ребёнок лепить колбаску, сворачивает её в кольцо и методом вытягивания превращает кольцо в заборчик. Таким образом, негативная эмоция трансформируется в то, что даёт защиту и ощущение безопасности.
  8. Теперь предложите ребёнку взять другой кусочек пластилина того цвета, который ему нравится, и слепить что-то, что он любит. Когда образ готов, попросите ребёнка поместить его в центр кольца. Возможно, ребёнку захочется как-то видоизменить забор, чтоб его персонажу было там удобно и комфортно.

Лепка – это очень тонкая вещь, которая связана с измельчением чувств, для того, чтобы они были прожиты и отпущены. Она позволяет ребёнку, даже не включая высокую осознанность всего происходящего, отпустить это чувство бережно.

Заключение

Это только некоторые арт-терапевтические приемы, которые помогают эффективно преодолевать детскую агрессивность, приводить ее в конструктивное русло.

Марина Королёва

Педагог-психолог высшей квалификационной категории. Стаж работы педагогом-психологом - 13 лет.

Оцените статью
Сайт педагога-психолога ДОУ
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.