Внимание является необходимым условием любой деятельности ребёнка: учебной, игровой, познавательной. Оно развивается на протяжении всего дошкольного возраста от непроизвольного, до произвольного.
К психологам очень часто обращаются педагоги с жалобами на неорганизованное поведение некоторых детей, их импульсивность и неусидчивость. Причиной такого поведения является неумения управлять своим поведением и вниманием. Самому ребёнку будет сложно преодолеть эти трудности, поэтому очень важно, чтобы взрослые ему в этом помогли. Существует большое количество различных игр и упражнений на развитие внимания у детей дошкольного возраста, с некоторыми из них я хочу вас познакомить в этой статье.
Упражнение «Найди отличие»
Цель: развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их различие и сходство.
Описание: Ребенку показывается картинка с изображением одного и того же изображения, отличающегося некоторыми деталями. При рассматривании изображения ребёнку предлагается найти отличия. Отличий может быть любое количество. Оптимально для детей дошкольного возраста является количество отличий от 3 до 10. В случае возникновения трудностей при рассматривании предъявленных объектов ребенку может быть оказана помощь.
Игра «Угадай, кто позвал?»
Цель: развитие внимания, слухового восприятия.
Описание: Дети сидят или стоят полукругом. Выбирается один ребёнок, который будет водящим. Он встает спиной к детям. Психолог указывает молча детям на того ребенка, который хочет назвать водящего по имени. Водящий отгадывает того, кто произнес его имя.
Упражнение «Поставь пальчик»
Цель: развитие внимания, быстроты реакции.
Материал: 18 предметных карточек.
Описание: В эту игру лучше всего играть на полу. Дети сидят в круги. Психолог выкладывает в центр круга карточки изображением вверх, так, чтобы они не касались друг друга. Звучит команда: «Внимание!». Затем называется какая-то из картинок. Задача детей быстрее всех поставить пальчик на картинку. Тот кто первым это сделает получает фишку. Выигрывает тот, кто собрал больше всех фишек.
В игру можно играть с группой детей от 2 человек.
Корректурные пробы
Цель: развитие переключаемости и концентрации внимания.
Материал: бланки с корректурными пробами.
Описание: варианты заданий могут быть различные от самых простых до самых сложных. Нижу приведу некоторые из них.
- Ребёнку предлагается найти определённый предмет. Этот предмет можно обводить, зачёркивать, раскрашивать или закрывать фишкой. Я для этого обычно использую камни марблс.
- Ребёнку предлагается найти сразу несколько картинок (обычно 2-3). При этом можно предложить закрывать картинки фишками разных цветов или использовать для этого карандаши разных цветов.
При работе с корректурными пробами важно обучить ребёнка просматривать информацию построчно, слева – направо, от начала до конца ряда, чтобы ребёнок учился упорядочивать своё внимание.