Использование МАК в работе педагога-психолога с педагогами

Метафорические ассоциативные карты (МАК) приобретают всё большую популярность среди психологов. Использование МАК в работе педагога-психолога с педагогами позволяет решить множество психологических проблем.

По своему внешнему виду они очень напоминающих игральные карты. На них могут быть изображены люди, события, природа, абстрактные образы и т.п. Как правило они объединены одним единым замыслом.

Использование МАК в работе педагога-психолога с педагогами

В этой статье я хочу рассказать вам, какие упражнения можно провести с педагогами, используя колоду самодельных метафорических ассоциативных карт «Дерево как образ человека».

Образ дерева для меня ассоциируется с человеком, его состоянием, его жизненным путём. Дерево даже похоже на нас: корни — это ноги, ствол -тело, ветки — руки, кора — кожа, крона — голова. Поэтому упражнения, которые я хочу вам предложить будут направлены на работу с актуальным состоянием человека, поиском ресурса, этапами жизни, профессии.

Упражнение «Начало и конец учебного года»

Цель: отреагирование актуальных состояний.

Описание: Это упражнение можно использовать на первом и итоговом педсовете. Педагогам предлагается выбрать карту, которая наиболее точно отражает их состояние в начале и конце учебного года. Рекомендуется сначала провести это упражнение в начале учебного года, а потом в конце. Так у педагогов будет возможность увидеть, как изменилось их состояние.

Упражнение «Ищем поддержку»

Цель: сплочение педагогического коллектива, создание ситуации, когда человек видит поддержку в окружающих людях.

Описание: Психолог предлагает педагогам выбрать карту, которая олицетворяет их. Затем все карты, которые выбрали участники кладутся в центр лицевой стороной вниз и перемешиваются. Затем, каждый из участников берёт любую карту из центра. Далее задача педагогов посмотреть внимательно на выпавшую карту и подумать, какую поддержу, помощь можно попросить у этого дерева. В конце упражнения обязательно проводится рефлексия. У педагогов можно спросить:

  • Было ли сложно увидеть поддержку в другом?
  • Готовы ли вы дать поддержку, которую увидели в вас другие? Есть ли у вас этот ресурс?

Упражнение «Мой путь в профессии»

Использование МАК в работе педагога-психолога с педагогами

Цель: проанализировать свой профессиональный путь.

Описание: Педагогам предлагается выбрать несколько карт. Количество карт не ограничивается. Каждая карта символизирует определённый период в профессии. Когда карты выбраны, то педагоги делятся своими мыслями и рассказывают о себе в разных этапах их профессионального пути. О каких этапах они будут рассказывать они решают сами. В конце каждый высказывается:

  • Сложно ли было говорить?
  • Удалось ли вам в ходе рассказа сделать вывод о своём профессиональном пути? Если да, что это за вывод?

Упражнение «Какое я дерево»

Цель: отреагирование актуального состояния.

Описание: Каждому участнику необходимо выбрать дерево, которое символизирует его. Затем каждый участник показывает выбранное дерево и произносит следующую фразу: «Я дерево, которое… (готово помогать, устало, мудрое и т.п.)»

Упражнение «Каким меня видят другие»

Цель: дать возможность взглянуть на себя со стороны окружающих.

Описание: Каждому участнику необходимо выбрать дерево, которое символизирует его. Затем участники кладут выбранные карты в центр круга лицевой стороной вниз. После этого карты перемешиваются и участники берут себе любую карту. Затем все поочереди рассказывают о человеке, которому принадлежит эта карта. Рассказ нужно начинать со слов: «Мне кажется это человек….» или «Я думаю, эта карта принадлежит человеку….» Когда рассказ закончен участники предполагают кому она может принадлежать и если они угадали, то карта возвращается хозяину.

Очень важно в конце этого упражнения провести рефлексию, ответив на следующие воросы:

  • Что вы чувствовали, когда слушали про себя?
  • Согласны ли вы с мнением окружающих о себе?
  • Было ли у вас желание исправить слова рассказчика, если вы были с ними не согласны?
  • Что нового вы для себя узнали, какие выводы сделали?

Упражнение «Давайте познакомимся»

Цель: Способствовать знакомству участников между собой.

Описание: Карты раскладываются в центре круга лицевой стороной вниз. Каждый участник берёт себе по 3 карты и не открывает их пока у всех не будут в руках карты. После этого педагог открывает по одной карте и глядя на каждую, что-то говорит о себе, о тех ассоциациях которые у него возникают.

Это упражнение можно использовать не только в коллективе, который только образовался, но и в коллективе где все достаточно хорошо знакомы. Это позволит учасникам увидеть новые стороны своих коллег и узнать что-то новое. В конце можно спросить:

  • Удалось ли им узнать что-то о других?
  • Было ли сложно рассказывать о себе?

Надеюсь описанные упражнения пригодятся вам в работе.

Копирование текса с последующем размещением на других сайтах или группах в социальных сетях разрешено только с указанием автора и активной ссылки на мой сайт.

Скачать: Мак карты Дерево
Скачано: 81, размер: 145.9 MB, дата: 13 Июн. 2020
Марина Королёва
Автор: Марина Королёва
Педагог-психолог высшей квалификационной категории. Стаж работы педагогом-психологом - 13 лет.
Сайт педагога-психолога ДОУ
Комплект документов для психолога ДОУ
Комплект документов психолога ДОУ

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: