Метафорические ассоциативные карты (МАК) приобретают всё большую популярность среди психологов. Использование МАК в работе педагога-психолога с педагогами позволяет решить множество психологических проблем.
По своему внешнему виду они очень напоминающих игральные карты. На них могут быть изображены люди, события, природа, абстрактные образы и т.п. Как правило они объединены одним единым замыслом.
В этой статье я хочу рассказать вам, какие упражнения можно провести с педагогами, используя колоду самодельных метафорических ассоциативных карт «Дерево как образ человека».
Образ дерева для меня ассоциируется с человеком, его состоянием, его жизненным путём. Дерево даже похоже на нас: корни — это ноги, ствол -тело, ветки — руки, кора — кожа, крона — голова. Поэтому упражнения, которые я хочу вам предложить будут направлены на работу с актуальным состоянием человека, поиском ресурса, этапами жизни, профессии.
Упражнение «Начало и конец учебного года»
Цель: отреагирование актуальных состояний.
Описание: Это упражнение можно использовать на первом и итоговом педсовете. Педагогам предлагается выбрать карту, которая наиболее точно отражает их состояние в начале и конце учебного года. Рекомендуется сначала провести это упражнение в начале учебного года, а потом в конце. Так у педагогов будет возможность увидеть, как изменилось их состояние.
Упражнение «Ищем поддержку»
Цель: сплочение педагогического коллектива, создание ситуации, когда человек видит поддержку в окружающих людях.
Описание: Психолог предлагает педагогам выбрать карту, которая олицетворяет их. Затем все карты, которые выбрали участники кладутся в центр лицевой стороной вниз и перемешиваются. Затем, каждый из участников берёт любую карту из центра. Далее задача педагогов посмотреть внимательно на выпавшую карту и подумать, какую поддержу, помощь можно попросить у этого дерева. В конце упражнения обязательно проводится рефлексия. У педагогов можно спросить:
- Было ли сложно увидеть поддержку в другом?
- Готовы ли вы дать поддержку, которую увидели в вас другие? Есть ли у вас этот ресурс?
Упражнение «Мой путь в профессии»
Цель: проанализировать свой профессиональный путь.
Описание: Педагогам предлагается выбрать несколько карт. Количество карт не ограничивается. Каждая карта символизирует определённый период в профессии. Когда карты выбраны, то педагоги делятся своими мыслями и рассказывают о себе в разных этапах их профессионального пути. О каких этапах они будут рассказывать они решают сами. В конце каждый высказывается:
- Сложно ли было говорить?
- Удалось ли вам в ходе рассказа сделать вывод о своём профессиональном пути? Если да, что это за вывод?
Упражнение «Какое я дерево»
Цель: отреагирование актуального состояния.
Описание: Каждому участнику необходимо выбрать дерево, которое символизирует его. Затем каждый участник показывает выбранное дерево и произносит следующую фразу: «Я дерево, которое… (готово помогать, устало, мудрое и т.п.)»
Упражнение «Каким меня видят другие»
Цель: дать возможность взглянуть на себя со стороны окружающих.
Описание: Каждому участнику необходимо выбрать дерево, которое символизирует его. Затем участники кладут выбранные карты в центр круга лицевой стороной вниз. После этого карты перемешиваются и участники берут себе любую карту. Затем все поочереди рассказывают о человеке, которому принадлежит эта карта. Рассказ нужно начинать со слов: «Мне кажется это человек….» или «Я думаю, эта карта принадлежит человеку….» Когда рассказ закончен участники предполагают кому она может принадлежать и если они угадали, то карта возвращается хозяину.
Очень важно в конце этого упражнения провести рефлексию, ответив на следующие воросы:
- Что вы чувствовали, когда слушали про себя?
- Согласны ли вы с мнением окружающих о себе?
- Было ли у вас желание исправить слова рассказчика, если вы были с ними не согласны?
- Что нового вы для себя узнали, какие выводы сделали?
Упражнение «Давайте познакомимся»
Цель: Способствовать знакомству участников между собой.
Описание: Карты раскладываются в центре круга лицевой стороной вниз. Каждый участник берёт себе по 3 карты и не открывает их пока у всех не будут в руках карты. После этого педагог открывает по одной карте и глядя на каждую, что-то говорит о себе, о тех ассоциациях которые у него возникают.
Это упражнение можно использовать не только в коллективе, который только образовался, но и в коллективе где все достаточно хорошо знакомы. Это позволит учасникам увидеть новые стороны своих коллег и узнать что-то новое. В конце можно спросить:
- Удалось ли им узнать что-то о других?
- Было ли сложно рассказывать о себе?
Надеюсь описанные упражнения пригодятся вам в работе.
Копирование текса с последующем размещением на других сайтах или группах в социальных сетях разрешено только с указанием автора и активной ссылки на мой сайт.