Одним из составляющих успеха коррекционно-развивающей работы является взаимодействие специалистов. В этой статье мы поговорим о взаимодействии педагога-психолога и учителя-логопеда при сопровождении детей с нарушениями речи.
В чём заключается взаимодействие?
- Комплексное проведение психолого-педагогической диагностики.
- Совместная разработка адаптированных образовательных программ, индивидуальных образовательных маршрутов.
- Проведение совместных занятий. Особенно хорошо это реализовывать в условиях логопедической группы.
- Включение в коррекционно-развивающую работу педагога-психолога игр на развитие мелкой моторики, упражнений на развитие слухового восприятия, игр на развитие речи.
- Включение в коррекционно-развивающую работу учителя-логопеда игр и упражнений на развитие памяти, внимания и мышления при решении логопедических задач.
Ниже я хочу поделиться с вами играми и упражнениями на развитие слухового восприятия, которые педагог-психолог может использовать в коррекционно-развивающей работе с детьми, а также привести варианты игр на развитие мелкой моторики.
Игры и упражнения на развитие слухового восприятия
Упражнение “Угадай кто позвал”
Для игры понадобятся фигурки, парные звучащие кубики (можно использовать яйца от киндер сюрпризов с разным наполнением). В качестве фигурок могут быть животные или фигуры людей. Фигурки расставляются перед ребёнком. Один комплект со звучащими кубиками ставится перед фигурками. Второй комплект кубиков находится у психолога. Ребёнку предлагается прослушать как звучат кубики и запомнить. Затем психолог издаёт звук любым кубиком из своего набора. Задача ребёнка вспомнить рядом с какой фигуркой стоит кубик, который также звучит и сказать кто позвал. Затем можно проверить правильность своего ответа.
Упражнение “Слуховая память”
Для игры понадобятся карточки с изображением домашних животных и запись звуков, которые издают домашние животные. Затем психолог включает в определённой последовательности звуки, а задача ребёнка прослушать их и постараться запомнить последовательность. После этого задача ребёнка выложить карточки с животными в той же последовательности, что и издаваемые ими звуки.
Упражнение “Повтори за мной”
Для выполнения этого упражнения ребёнок должен сидеть за столом. Психолог стучит ладонями по столу в определённом ритме. Задача ребёнка повторить этот ритм.
Представленные игры развивают не только слуховое восприятие, но и слуховую память и внимание.
Игры на развитие мелкой моторики
- Пальчиковая гимнастика.
- Игры с прищепками.
- Шнуровки.
- Собирание бус.
- Сортировка разноцветных камней с использованием пинцета.
- Мозаика.
- Рыбалка.
Представленные варианты игр не только развивают мелкую моторику, но и решают коррекционно-развивающие задачи, которые ставит педагог-психолог, а именно развитие мышления, памяти, сенсорного восприятия.
Заключение
Взаимодействие между специалистами — важное условие эффективной коррекционно-развивающей работы. При этом не стоит забывать, что совместная деятельность учителя-логопеда и педагога-психолога не означает подмены собой другого специалиста. Учитесь сотрудничать и разделять обязанности.