
Представленная методика адаптирована А.О. Прохоровым и Г.Н. Генинг, модификация — С.И. Даниловой.
Цель: определение психического состояния ребёнка
Оборудование: лист белой бумаги и цветные карандаши (красный, желтый, синий, зеленый, черный, коричневый, оранжевый, голубой, розовый). На листе бумаги с правой стороны должен быть нарисован круг, разделённый на 8 секторов (левая сторона листа предназначена для рисунка).
Инструкция 1: Детям говоря: «Ребята, перед каждым из вас лежат листок бумаги и цветные карандаши. На листке бумаги с правой стороны нарисован круг. Это тортик для гномика. Его надо сделать красивым с помощью цветных карандашей. Раскрашивайте каждый кусочек торта понравившимися вам карандашами.
После выполнения задания экспериментатор дает инструкцию №2: «Ребята, сейчас каждый из вас нарисовал свое состояние цветом, а теперь подумайте, на что похоже ваше состояние, в виде какого образа вы могли бы его представить, и нарисовать. Это могут быть и окружающие вас предметы: парта, доска, а могут быть и предметы, которых здесь нет, но на которые похоже ваше состояние (цветок, мяч, солнце, дождь). Если вы затрудняетесь нарисовать свое состояние одним предметом или образом, то нарисуйте рисунок. Рисовать нужно на левой стороне листа и можно пользоваться любыми карандашами».
Ключ к обработке результатов
Все цвета круга делятся на 3 группы:
- положительный спектр — оранжевый, жёлтый, красный;
- отрицательный спектр — чёрный, синий, фиолетовый;
- спокойный спектр — зелёный.
Подсчитывается цветовой показатель (ЦП) — отношение числа цветов положительного спектра к числу цветов отрицательного. Если ЦП больше или равно единице, это рассматривается как положительный эмоциональный фон,если меньше единицы, можно говорить о превышении отрицательного эмоционального фона, что рассматривается как неблагоприятный фактор.
Цвет на рисунке | Возможный рисунок | Состояние |
Красный | Тетрадь, парта, доска, другие школьные атрибуты | Активность |
Красный, сочетание жёлтого и красного | Радуга, Новый год, ёлка, торт, мороженое, конфеты, подарок, горка, солнце, воздушные шары | Радость |
Зелёный | Светофор, машина, телевизор, беговая дорожка, жонглёр в цирке | Внимание, сосредоточенность |
Розовый | Робот, компьютер, машина,принцесса, кукла | Мечтание, фантазирование |
Чёрный | Дождь, клякса, ребёнок сидит за столом | Утомление, усталость |
Оранжевый | Цветы, дети играют, ребёнок помогает старушке, животные | Дружелюбие, доброжелательность |
Жёлтый | Разбитая ваза, ребёнок с воспитательницей, мамой | Искренность |
Голубой | Душ, бассейн, море | Бодрость |
Синий | Скакалка, волейбол, футбол, поднятая рука | Азарт |
Синий | Дети с учительницей, со старшими | Уважение |
Коричневый | Поле, скорая помощь, могилка, ребёнок упал, мама гладит ребёнка по голове | Сочувствие, сострадание |
При обработке необходимо учитывать особенности изображения. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры рисунка, что свидетельствует о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, напряженности, скованности, а большие размеры — об обратном.
Исследование проведённое в динамике дня и недели, выявляет полную картинку изменения эмоционального состояния у детей в связи с различными занятиями в детском саду. Кроме того наблюдается зависимость между утомлением детей и их эмоциональным состоянием: увеличиваются цвета «грустного спектра», ухудшается качество штриховки ребенком секторов диагностического круга (выход за пределы сектора, пробелы, незаконченные штриховки).
Используемая литература: Данилова С.И. Психологическое сопровождение дошкольников: диагностика и сценарии занятий.