Детский апперцептивный тест (САТ)

Детский апперцептивный тест (Children’sApperceptionTest – САТ) разработан Леопольдом и Соней Беллак и относится к классу интерпретативных методик, где проецируется значимое содержание потребностей, конфликтов, установок личности.

Цели методики

Методика ориентирована на детей от 3 до 10 лет. С помощью данной методики можно выявить:

  1. ведущие потребности и мотивы;
  2. особенности восприятия и отношения ребенка к родителям (в том числе к родителям как к супружеской паре);
  3. особенности взаимоотношений ребенка с сиблингами;
  4. содержание внутриличностных конфликтов как следствия фрустрации ведущих потребностей ребенка;
  5. особенности защитных механизмов как способов разрешения внутренних конфликтов;
  6. агрессивные фантазии, страхи, фобии, тревоги, связанные с ситуациями фрустрации;
  7. динамические и структурные особенности поведения ребенка среди сверстников.

Стимульный материал

Мы подготовили для вас стимульный материал, который представляет собой набор из 10 чёрно-белых картинок с изображением животных. Все карточки с изображениями имеют единый размер и отличное качество для распечатки.

Стимульный материал к методике CAT
Скачать: CAT - Стимульный материал
Скачано: 863, размер: 8.2 MB, дата: 04 Янв. 2024

Процедура проведения методики

Ребёнку поочередно предъявляются 10 чёрно-белых картинок с изображением животных. Картинки важно предъявлять в той последовательности в которой они пронумерованы. Если ребенок беспокойный, можно уменьшить тест до тех нескольких картинок, которые освещают специфические проблемы. Так, ребенку, который определенно имеет проблему конкуренции с братом или сестрой, можно дать картинки 1 и 4 и т д.

Далее ребёнку даётся следующая инструкция: «Мы собираемся поиграть в игру. Ты будешь рассказывать истории о картинках , которые я тебе дам. Расскажи, что происходит, что животные делают сейчас, что будет потом, какое у них настроение.»

Все ответы ребёнка фиксируются в протоколе, который прикреплён ниже. Дополнительно в протоколе можно указать паузы, эмоциональные реакции ребенка: засмеялся, загрустил, испугался за персонажа картинки. Всё это в дальнейшем послужит для интерпретации результатов теста.

Скачать: Протокол к методике CAT
Скачано: 693, размер: 19.1 KB, дата: 04 Янв. 2024

Интерпретация ответов ребёнка

Ответы ребёнка интерпретируются по каждой картинке в отдельности и по по всей процедуре тестирования в целом. Анализ рассказов ребёнка строится следующим образом:

  1. нахождение «героя», с которым ребёнок идентифицирует себя. Разработан ряд критериев, облегчающих поиск «героя» (например, подробное описание мыслей и чувств какого-либо из персонажей совпадение с ним по полу и возрасту, социальному статусу, употребление прямой речи и др.);
  2. определение важнейших характеристик «героя» — его чувств, желаний стремлений, или, по терминологии Г. Мюррея, «потребностей». Также выявляются «давления» среды, т. е силы, воздействующие на «героя» извне. Как «потребности», так и «давления» среды оцениваются по пятибалльной шкале в зависимости от интенсивности, длительности, частоты и значения их в сюжете рассказа. Сумма оценок по каждой переменной сравнивается со стандартной для определенной группы обследуемых;
  3. сравнительная оценка сил, исходящих от «героя», и сил, исходящих из среды. Сочетание этих переменных образует «тему» или динамическую структуру взаимодействия личности и среды. Содержание таких «тем» составляет: а) то, что обследуемый реально совершает; б) то, к чему он стремится; в) то, что им не осознается, проявляясь в фантазиях; г) то, что он испытывает в настоящий момент; д) то, каким ему представляется будущее.

Описание и типичные реакции на картины САТ

Картина № 1 «Цыплята за столом»

С помощью этой картинки можно выявить воспитательную позицию в семье и отношения между сиблингами, а также психологические проблемы пищевого характера. При анализе картины необходимо обратить внимание на:

  • как мама-курица даёт цыплятам еду (заставляет, ругает их, проявляет заботу);
  • отказывается ли один из цыплят от еды, какую причину он говорит;
  • отношения между цыплятами за столом (ругаются они или нет, может кто-то из них получает больше еды, кто лучше себя ведёт).

Картина № 2. «Медведи, перетягивающие канат»

С помощью этой картины можно узнать о переживаниях ребёнка по отношению сотрудничества и конфликтов в семье. Здесь важно обратить внимание на:

  • С кем рядом находится ребёнок с матерью или отцом? Это может говорить о близости с эти родителем.
  • Есть ли в этом какая-то агрессия или это просто игра (перетягивание каната). Наличие агрессии может говорить о супружеских конфликтах в семье, которые ребёнок оценивает как опасность.
  • Порвался у них канат или нет. Порвавшийся канат может являться источником последующей опасности.

Картина № 3. «Лев с трубкой»

Данная картина показывает переживания ребенка по поводу авторитетной родительской фигуры.

Льва обычно видят как фигуру отца, экипированного такими предметами, как трубка и трость. Позже это может видеться как инструмент агрессии или может быть использовано, чтобы сделать родительскую фигуру старой, беспомощной, которую не нужно будет боятся. Если лев воспринимается как сильная родительская фигура,
важно отметить — мягкий ли он или сильный и опасный.

Мышь большинство детей видят как ребенка и часто идентифицируют с собой. В этом случае, посредством хитрости и обстоятельств мышь могут сделать более сильной. С другой стороны, она может быть полностью во власти льва. Некоторые дети идентифицируются со львом, давая подтверждение конфликту между согласием и
автономией и т.д.

Картина № 4. «Кенгуру с кенгурятами»

Данная картина направлена на отношение ребёнка с матерью и сиблингом. Тут обычно проявляются темы конкуренции с братом или сестрой, или беспокойство по поводу появления малыша. В то же время, здесь просматривается связь с матерью — часто важная черта.

Иногда ребенок, который старший брат или сестра, идентифицирует себя с младенце в сумке. Это показывает регрессивное желание с целью быть ближе к матери. С другой стороны, ребенок, который реально моложе, может идентифицировать себя со старшим, это означает его желание независимости и власти. Сумка может давать пищевые темы. Также может быть введена тема бегства от опасности. Это может быть связано с бессознательным страхом в области взаимоотношений отца и матери, секса, беременности.

Картина № 5. «Два медвежонка в кроватке»

Ребенок рассматривает то, что происходит между родителями в кровати. Эти истории хорошо отражают догадки, наблюдения, смущения и эмоциональные переживания у части детей. Два ребенка в детской кроватке — дает темы о взаимных манипуляциях и исследованиях между детьми.

Картина № 6. «Медведи в берлоге»

Эта картина используется в сумме с Картиной 5. Картина 6 будет с большей частотой и сильнее действовать на все, что оставалось на заднем плане в реакциях на изначальную сцену. Будет отражена ревность в этой тройственной ситуации. Проблема мастурбации во время пребывания в постели может проявится как в реакциях на картину 5, так и на картину 6.

Картина № 7.»Разъярённый тигр и обезьяна»

Здесь демонстрируются страхи, избегание агрессии и способы борьбы с ними. Часто становится очевидной степень напряжения ребенка.(Это может быть настолько сильным, что ведет к отвержению картины, или могут быть такие защитные реакции, как превращение в безобидный рассказ. Обезьяна может даже перехитрить тигра. Хвосты животных легко могут быть вызвать рассказы, ведущие к проецированию
страха.

Картина № 8. «Взрослая обезьяна беседует с маленькой обезьянкой»

Тут часто выявляется роль, в которую ребенок помещает себя внутри семейного созвездия. Его интерпретация главной (на переднем плане) обезьяны как фигуры отца или матери, становится значимой в отношении его восприятия этой фигуры как доброй обезьяны, или как делающей выговор, подавляющей.

Картина № 9. «Зайчонок в тёмной комнате»

Тема страха темноты, одиночества, страха быть брошенными родителями, удовлетворяют наше любопытство посредством того, что может быть в следующей комнате или общего ответа на картину.

Картина № 10. «Щенок на лапах взрослой собаки»

С помощью рассказа ребёнка по этой картине можно понять отношение родителей к детскому непослушанию, а также семейные установки по поводу опрятности и хулиганства. Здесь необходимо обратить внимание:

  • Что ребёнок видит на этой картине: наказание или игру?
  • Какие чувства испытывают персонажи картины.
  • Является ли щенок нарушителем.
Марина Королёва

Педагог-психолог высшей квалификационной категории. Стаж работы педагогом-психологом - 13 лет.

Оцените статью
Сайт педагога-психолога ДОУ
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.