Методика “Почта” для детей дошкольного возраста

Методика “Почта” является модификацией теста семейных отношений Бине Е., Антони Е. и направлена на выявление уверенности – неуверенности ребёнка в родительской любви. Методика представляет собой игру в почтальона, где ребёнку предлагается разносить письма адресатам – членам своей семьи.

Диагностическая задача состоит в том, что ребёнок должен выразить своё эмоционально-оценочное отношение к каждому из адресатов, распределяя письма-послания по собственному усмотрению.

Этапы проведения методики

  1. Ребёнку предлагается поиграть в игру “Почтальон” и разнести письма адресатам.
  2. Ребёнку предлагается выбрать фигурки людей, которые будут изобразить его членов семьи.
  3. Фигурки раскладываются перед ребёнком в поле его зрения. Перед каждой фигуркой ставится почтовый ящик (картонная коробка с отверстием для писем).
  4. Психолог сообщает ребёнку, что в игре будет принимать участие Незнакомец и кладёт перед ребёнку неброскую фигуру Незнакомца. При этом ребёнку проговаривается следующая инструкция: “В почтовый ящие Незнакомца почтальон тоже может опускать письма, но только в том случае, когда какое-то из писем он не захочет передать никому из своих близких”.
  5. Затем перед ребёнком раскладываются карточки с посланиями. Ребёнок берёт любую карточку, а взрослый зачитывает послание. Затем ребёнок опускает это послание в почтовый ящик адресата.

В методике используется 20 писем, из них 10 –  с сообщениями об отношении ребенка к членам семьи; другие 10 писем содержат сообщения об отношении членов семьи к ребенку (на основе его представлений). 

Скачать: Текст писем к методике
Скачано: 342, размер: 90.2 KB, дата: 21 Дек. 2023

Игра длится обычно не более 15 минут. По окончании её ребёнку предлагается подсчитать количество писем в каждом почтовом ящике. Это делается для того, чтобы переключить ребёнка с тестовой ситуации, требующей эмоциональных оценок, на деятельность по счёту, в которой отсутствует зрительное напоминание о распределении эмоциональных предпочтений, успокаивает ребёнка.

Стимульный материал

Под эту методику в моей копилке педагога-психолога есть стимульный материал, который содержит фигурки людей, письма и шаблон коробочки.

Обработка данных

Здесь учитывается то, как распределились между всеми адресатами письма с положительнёй и отрицательной направленностью.

Особое значение придается письмам следующего содержания: «Этого человека я люблю», «Этого человека я не люблю», «Этот человек меня любит», «Этот человек не любит меня», так как письма обладают наибольшей степенью информативности об избирательности эмоциональных отношений ребенка. Если одному и тому же лицу ребенок адресует сообщение с положительной эмоциональной окраской («Этот человек меня любит», «Этого человека я люблю»), а также другие письма положительной направленности, типа: «Этот человек самый добрый и хороший», «…веселый», «…часто со мной играет» и т. п., то можно предполагать взаимную симпатию и близость с этим взрослым, доверие со стороны малыша к этому человеку.

Если в почтовый ящик, относящийся к той или иной фигурке, ребенком не опущено ни одного письма, содержание которого обладает наибольшей эмоциональной насыщенностью, типа: «Этого человека я люблю», «Этот человек меня любит», «Этот человек самый добрый», – такой факт говорит об эмоционально-невыраженном отношении к данному лицу (индифферентном). На безучастность будут указывать и письма, иллюстрирующие и бедность контактов с этим адресатом, типа: «К этому человеку я никогда не обращусь за помощью», «Этот человек никогда не играет со мной» и др.

О негативном отношении маленького человека к взрослому, о наличии эмоциональных проблем в отношениях с ним будет свидетельствовать то, что ребенок опустит реальным членам семьи (а не эмоционально-нейтральной фигуре Незнакомца) письма с отрицательными посланиями, типа: «Этого человека я не люблю», «Этот человек не любит меня», «Этот человек часто наказывает меня и ругает» и т. д.

Адресованность одному и тому же лицу писем как с положительным, так и с отрицательным отношением ребенка или с положительным и отрицательным отношением этого человека к ребенку можно расценивать как противоречивость чувств ребенка к этому члену семьи.

Кто-то из детей может адресовать послание «…я люблю», «…меня любит» эмоционально-нейтральной фигуре Незнакомца. Возможно, это свидетельствует об отсутствии у ребенка объекта любви и привязанности из числа близких людей.

Литература, используемая для написания статьи: Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста.

Марина Королёва

Педагог-психолог высшей квалификационной категории. Стаж работы педагогом-психологом - 13 лет.

Оцените статью
Сайт педагога-психолога ДОУ
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.