Методика «Паровозик» (Велиева С.В.)

Методика «Паровозик» (Велиева С.В) позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде (выявление тревожности у дошкольников). Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния.

Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет.

Стимульный материал

Стимульный материал к методике паровозик

Белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.

Скачать: Стимульный материал к методике паравозик
Скачано: 435, размер: 1.1 MB, дата: 04 Янв. 2024

Инструкция 

“Рассмотри все вагончики. Давай построим необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д.”. Необходимо, чтобы ребенок удерживал все вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.

Обработка данных.

1 балл присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый – на третью; красный, желтый, зеленый – на шестую.

2 балла присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый – на вторую; красный, желтый, зеленый – на седьмую, синий – на восьмую.

3 балла присваивается, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий – на седьмую; красный, желтый, зеленый – на восьмую позицию.

Результаты

Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказывается:

  • менее 3-х, то психическое состояние оценивается как позитивное;
  • 4-6 баллах – как негативное психическое состояние низкой степени (НПС нс);
  • при 7 – 9 баллах – как НПС средней степени;
  • больше 9 баллов – НПС высокой степени.

Наряду с полученными данными можно определить и общий психологический климат группы детского сада. Сумма всех ППС ( а) и НПС ( б), разница между ними делиться на количество детей и умножается на 100%.

(а-б) / количество детей х 100% = общ. психол. климат группы

На основе полученных данных делается вывод о степени благоприятности или неблагоприятности психологического климата в группе.

  • 70% и выше – высокая степень благоприятности психологического климата (с БПК).
  • 42 – 69% — средняя степень благоприятности психологического климата .
  • 26 – 41,9% – незначительная степень благоприятности психологического климата .
  • 0-25% — незначительная степень неблагоприятного психологического климата (с НПК).
  • – 1 до-25% — средняя степень неблагоприятного психологического климата.
  • – 26 и ниже – сильная степень неблагоприятного психологического климата.

Источник: Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост. Велиева С.В. СПб: Речь, 2005.

Марина Королёва

Педагог-психолог высшей квалификационной категории. Стаж работы педагогом-психологом - 13 лет.

Оцените статью
Сайт педагога-психолога ДОУ
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.