Методика «Паровозик» (Велиева С.В) позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде (выявление тревожности у дошкольников). Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния.
Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет.
Стимульный материал
Белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.
Инструкция
“Рассмотри все вагончики. Давай построим необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д.”. Необходимо, чтобы ребенок удерживал все вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.
Обработка данных.
1 балл присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый – на третью; красный, желтый, зеленый – на шестую.
2 балла присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый – на вторую; красный, желтый, зеленый – на седьмую, синий – на восьмую.
3 балла присваивается, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий – на седьмую; красный, желтый, зеленый – на восьмую позицию.
Результаты
Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказывается:
- менее 3-х, то психическое состояние оценивается как позитивное;
- 4-6 баллах – как негативное психическое состояние низкой степени (НПС нс);
- при 7 – 9 баллах – как НПС средней степени;
- больше 9 баллов – НПС высокой степени.
Наряду с полученными данными можно определить и общий психологический климат группы детского сада. Сумма всех ППС ( а) и НПС ( б), разница между ними делиться на количество детей и умножается на 100%.
(а-б) / количество детей х 100% = общ. психол. климат группы
На основе полученных данных делается вывод о степени благоприятности или неблагоприятности психологического климата в группе.
- 70% и выше – высокая степень благоприятности психологического климата (с БПК).
- 42 – 69% — средняя степень благоприятности психологического климата .
- 26 – 41,9% – незначительная степень благоприятности психологического климата .
- 0-25% — незначительная степень неблагоприятного психологического климата (с НПК).
- – 1 до-25% — средняя степень неблагоприятного психологического климата.
- – 26 и ниже – сильная степень неблагоприятного психологического климата.
Источник: Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост. Велиева С.В. СПб: Речь, 2005.