Социометрия Дж. Морено (адаптация Коломинский Я. Л.)

Социометрия — это метод количественного измерения отношений между людьми в реальных группах на основе взаимных симпатий. Он был разработан известным американским психиатром и социологом Джекобом Леви Морено.

С детьми дошкольного возраста очень важно проводить социометрию в игровой форме. Такая форма была разработана Коломинским Я. Л. Именно этот вариант социометрии и будет описан в этой статье. Игру с детьми можно назвать — «Подари подарок».

Социометрия Дж. Морено (адаптация Коломинский Я. Л.)

Суть игры «Подари подарок»

Детям необходимо подарить подарок своим одногруппникам, но сделать это нужно так, чтобы никто не узнал от кого он получил этот подарок. В коллективе детей от 25 до 35 человек каждый ребёнок должен сделать 4-5 выборов. Если в коллективе детей меньше 25 человек, то делается 3 выбора.

Предварительная работа

  1. Подготовить вырезанные из бумаги цветочки, сердечки или какие-нибудь другие предметы (их должно быть большое количество) и они должны быть одинаковыми по цвету и форме.
  2. Психолог при себе должен иметь список детей группы с фамилиями и именами, а также список детей на шкафчики.

Процедура проведения

Перед началом обследования психолог сообщает детям, что сейчас они будут играть в игру, где нужно будет дарить друг другу подарки, но только так, чтобы об этом никто не знал. После этого психолог предлагает детям по очереди выходить в раздевалку (регулировать этот процесс может воспитатель).

Психолог даёт ребёнку вырезанные картинки и предлагает их подарить ребятам из группы, положив ему в шкафчик (если ребёнок не знает, где находится шкафчик того или иного ребёнка, то психолог помогает ему его найти). При этом психолог фиксирует выборы ребёнка, отмечая их в социометрической матрице.

ВАЖНО! В конце исследования психологу необходимо проверить все шкафчики на наличие подарков и при отсутствие их в каком-либо шкафчике положить его самому.

Обработка результатов

Заполнение социометрической матрицы

Психологу необходимо перенести выборы детей в социометрическую матрицу, которая составляется следующим образом:

  1. По вертикали прописываем порядковый номер и фамилии и имена детей (это те, кто выбирает), а по горизонтали прописываем только порядковый номер (это те, кого выбирают). Далее проводится диагональ, которая вычеркивает те квадраты, в которых выбирающий мог бы отметить себя.
  2. В рядах отмечаются выборы, сделанные детьми, какими-либо обозначениями: крестиками, галочками и т.п.
  3. Внизу каждого столбца подсчитывается сумма выборов, полученных участником коллектива.
  4. Далее в социометрической матрице отмечаются взаимные выборы (например, когда испытуемый А выбирает испытуемого D, и тот, в свою очередь отвечает ему взаимностью, т.е. испытуемый D тоже выбирает испытуемого А). Взаимные выборы на социометрической матрице можно выделять кружками. Затем взаимные выборы подсчитываются в каждой строке и заносятся в строку «Сумма взаимных выборов» внизу каждого столбца.
Обработчик социометрии Дж. Морено

Обработчик социометрии Дж. Морено

Для более удобной и быстрой обработки в моей копилке психолога есть Excel обработчик. Это таблица, которая позволяет рассчитать все данные и составить заключение по результатам.

Математические расчёты

ПоказательФормулаВыводы
Социометрический статусПодсчитываем количество полученных ребёнком выборов.I – «звезды» (5 и более выборов);
II –«предпочитаемые» (3-4 выбора);
III – «принятые» (1 -2 выбора);
IV – «не принятые» (0 выборов).
Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ)УБВ = (I+II)/кол-во детей в группеУБВ = 40% и ниже — низкий уровень;
УБВ = 40-50% — средний уровень;
УБВ = 51% и выше — высокий уровень.
Коэффициент взаимности (КВ)Коэффициент взаимности (КВ) = число взаимных выборов разделить на число общих выборов и умножить на 100 %К данному коэффициенту следует относиться внимательно, так как он может быть показателем действительной сплоченности, привязанности, дружбы, но может и свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки.
KB = 15-20 % — низкий уровень;
KB = 21-30 % — средний уровень;
KB = 31- 40 % — высокий уровень;
KB = 40 % и выше — сверхвысокий уровень.
Коэффициент удовлётворённости взаимоотношениями (КУ)КУ (по группе) =кол-во детей, имеющих взаимные выборы /кол-во детей группы и умножить на 100%


КУ (по ребёнку) = кол-во, полученных взаимных выборов / кол-во, сделанных выборов и умножить на 100%
КУ показывает насколько дети удовлетворены своими отношениями в группе.
Показатели по группе:
КУ =33 % и ниже — низкий уровень;
КУ = 34-49 % — средний уровень;
КУ = 50-65 % — высокий уровень;
КУ = 66 % и выше — сверхвысокий уровень.
Показатели по каждому отдельному ребёнку:
КУ =25 % и ниже — низкий уровень;
КУ = 25-50 % — средний уровень;
КУ = 50 -75 % — высокий уровень;
КУ = 76 % и выше — сверхвысокий уровень.
Индекс изолированности (ИИ)ИИ = IV/ кол-во детей в группеИИ =14% и ниже — низкий уровень;
ИИ = 15-25% — средний уровень;
ИИ = 26% и выше — высокий уровень.

Составление социограммы

Групповую социограмму можно изобразить в виде радиальных окружностей. В центре которой помещаются «Звёзды», во втором круге — «Предпочитаемые», в третьем круге — «Принятые», в четвёртом круге — «Не принятые».

Мальчиков обозначают треугольником, девочек – кружком. Внутри треугольника или кружка пишут порядковый номер, обозначающий ребёнка.

На основе заполнения радиальной социограммы можно сделать предварительные выводы о групповой сплоченности коллектива. Если большинство значков сосредоточены в центре социограммы (1 и 2 окружности) это говорит о сплоченности данного коллектива, если большинство значков расположились на периферии (3 и 4 окружности) – это говорит о разобщенности данного коллектива. Если часть значков сосредоточены в центре, а часть на периферии, то можно сделать вывод о частичной сплоченности и частичной разобщенности коллектива или о том, что в целом разобщенном коллектива имеется сплоченное «ядро».

Скачать: Социометрическая матрица
Скачано: 5438, размер: 14 KB, дата: 04 Июл. 2019
Скачать: Социограмма
Скачано: 4727, размер: 28.5 KB, дата: 05 Июл. 2019
Марина Королёва

Педагог-психолог высшей квалификационной категории. Стаж работы педагогом-психологом - 13 лет.

Оцените статью
Сайт педагога-психолога ДОУ
Обработчик социометрии
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.