Диагностика межличностных отношений (Социометрия Дж. Морено)

Социометрия (социальное измерение) – это метод разработанный Дж.Морено. Он является разновидностью метода опроса, позволяющий исследовать эмоционально-непосредственные отношения внутри группы за счет получения данных об отношениях членов группы друг к другу на основе взаимных симпатий.

Цель: диагностика межличностных отношений.

Социометрия является групповым методом, основанном на выборах детей. В коллективе детей от 25 до 35 человек каждый ребёнок должен сделать 4-5 выборов. С детьми дошкольного возраста исследование проводится в игровой форме. Я для этого использую игру «Подари подарок». Перед проведением социометрического опроса психологу необходимо провести предварительную работу.

Предварительная работа:

  1. Подготовить вырезанные из бумаги цветочки, сердечки или какие-нибудь другие предметы (их должно быть большое количество). Важно! Все предметы должны быть одинаковыми.
  2. Психолог при себе должен иметь распечатанный список детей с фамилиями и именами, а также список детей на шкафчики.

Процедура проведения:

Перед началом обследования психолог сообщает детям, что сейчас они будут играть в игру, где нужно будет дарить друг другу подарки, но только так, чтобы об этом никто не знал. После этого психолог предлагает детям по очереди выходить в раздевалку (регулировать этот процесс может воспитатель).

Психолог даёт ребёнку 5 вырезанных предметов и предлагает их подарить ребятам из группы, положив ему в шкафчик (если ребёнок не знает, где находится шкафчик того или иного ребёнка, то психолог помогает ему его найти). При этом психолог фиксирует выборы ребёнка, отмечая их в виде номера шкафчики в списке детей.

ВАЖНО! В конце исследования психологу необходимо проверить все шкафчики на наличие подарков и при отсутствие их в каком-либо шкафчике положить его самому.

Обработка результатов:

Обработка результатов проводится в несколько этапов.

1 ЭТАП: Заполнение социометрической матрицы. Психологу необходимо перенести выборы детей в социометрическую матрицу.

Социометрическая матрица составляется следующим образом:

  1. По вертикали прописываем порядковый номер и фамилии и имена детей (это те, кто выбирает), а по горизонтали прописываем только порядковый номер (это те, кого выбирают). Далее проводится диагональ, которая вычеркивает те квадраты, в которых выбирающий мог бы отметить себя.
  2. В рядах отмечаются выборы, сделанные детьми, какими-либо обозначениями: крестиками, галочками и т.п.
  3. Внизу каждого столбца подсчитывается сумма выборов, полученных участником коллектива.
  4. Далее в социометрической матрице отмечаются взаимные выборы (например, когда испытуемый А выбирает испытуемого D, и тот, в свою очередь отвечает ему взаимностью, т.е. испытуемый D тоже выбирает испытуемого А). Взаимные выборы на социометрической матрице можно выделять кружками. Затем взаимные выборы подсчитываются в каждой строке и заносятся в строку «Сумма взаимных выборов» внизу каждого столбца.

2 ЭТАП: Составление социограммы. Групповую социограмму можно изобразить в виде радиальных окружностей.

В центре которой помещаются обозначения членов коллектива, набравших половину возможных выборов, которая рассчитывается по формуле:

Диагностика межличностных отношений (Социометрия Дж. Морено)

n — – количество членов коллектива.

Во втором круге от центра размещаются условные обозначения членов коллектива, набравших меньше половины возможных выборов, но больше 2 выборов.

В третьем круге от центра размещаются условные обозначения членов коллектива набравших 1-2 выбора.

В четвертом круге размещаются условные обозначения членов коллектива, не получивших ни одного выбора.

Мальчиков обозначают треугольником, девочек – кружком. Внутри треугольника или кружка пишут порядковый номер, обозначающую испытуемого.

На основе заполнения радиальной социограммы можно сделать предварительные выводы о групповой сплоченности коллектива. Если большинство значков сосредоточены в центре социограммы (1 и 2 окружности) это говорит о сплоченности данного коллектива, если большинство значков расположились на периферии (3 и 4 окружности) – это говорит о разобщенности данного коллектива. Если часть значков сосредоточены в центре, а часть на периферии, то можно сделать вывод о частичной сплоченности и частичной разобщенности коллектива или о том, что в целом разобщенном коллектива имеется сплоченное «ядро».

3 ЭТАП: Математические расчёты.

  1. Подсчитываем коэффициент групповой сплоченности по формуле:

Коэффициент взаимности (КВ) =число взаимных выборов разделить на число общих выборов и умножить 100%

Выводы:

По величине показателя группу можно отнести к одному из четырех уровней взаимности:

  • I – 15-20% — низкий уровень
  • II – 21-30% — средний уровень
  • III – 31-40% — высокий уровень
  • IV – 40% и выше — сверхвысокий уровень.

К данному коэффициенту следует относиться внимательно, так как он может быть показателем действительной сплоченности, привязанности, дружбы, но может и свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки.

  • Подсчитываем коэффициент удовлетворённости по формуле:

Коэффициент удовлетворенности (КУ) = Выбрали его (взаимно) разделить на выбрал он сам и умножить на  100%

Чем с большим числом детей связывает ребёнка взаимная симпатия, тем более удовлетворяется его потребность в общении и тем лучше будет его эмоциональное состояние.

Так как максимальное количество выборов ограничено 5, то и взаимных выборов может быть тоже только 5, следовательно КУ может быть высоким – 100%, средним – 67%, низким – 22% или ребёнок может быть неудовлетворен взаимностью выборов при 0%.

  • Подсчитываем социометрический статус по формуле:

Число выборов, полученных каждым членом коллектива, характеризует его положение (социометрический статус) в системе личных отношений.

Социометрический статус (СС) = сумма выборов, полученных ребёнком разделить на количество членов группы минус 1 и умножить на 100%

 По социометрическому статусу сотрудники могут быть отнесены к одной из четырех статусных категорий:

  • «популярные»,
  • «предпочитаемые»,
  • «принятые»,
  • «изолированные».

Первая и вторая статусные группы являются благоприятными, третья и четвертая – неблагоприятными. Исходя из этого, определяется, насколько благоприятен статус каждого в группе, то есть насколько желанен ребёнок в системе межличностных отношений. В зависимости от этого можно судить об эмоциональном климате группы для каждого ребёнка.

  • Подсчитываем индекс изолированности.

Индекс изолированности. Вычисляют как процент членов группы, оказавшихся без единого выбора. Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных или их число достигает 5-6%; менее благополучной, если индекс изолированности равен 15-25%.

4 ЭТАП: Написание выводов (пример).

На основании полученных результатов, можно сделать следующие выводы:

1. КВ =…. Следовательно, данный коллектив можно считать … (сплоченным, достаточно сплоченным, не сплоченным, недостаточно сплоченным, разобщенным)

2. Радиальная социограмма показывает, что в целом, коллектив детей:

  • имеет сплоченное «ядро»,
  • частично сплочен,
  • частично разобщен,
  • половина коллектива сплочена, половина разобщена,
  • в коллективе имеется активное сплоченное «ядро», а остальные держатся парами (микрогруппами диадами и триадами) или по одиночке.

3. Из социограммы видно, что в данной группе есть 2 популярных ребёнка, это № 1 и № 5

№ 1 получил максимальное количество выборов равное =

№ 5 получил количество выборов равное =

КУ № 1=100%, СС=…% — следовательно, данный ребёнок имеет достаточно высокий социометрический статус и полностью удовлетворен своим положением, все его выборы оказались взаимными.

Вокруг него сплотилась микрогруппа (группировка из … человек (это номера: №, №, …, №) и еще … человек (№, №,…, №) хотели бы войти в данную группировку).

4. Самые популярные дети состоят в одной группировке, это позволяет сделать вывод о том, что данная группировка является ядром коллектива, его активом. (Самые популярные дети состоят в двух разных группировках (микрогруппах), что позволяет сделать вывод о том, что в коллективе имеются два ядра, два актива).

5. Полученная социоматрица показывает так же, что в коллективе имеется … изолированных, непопулярных детей с нулевым социометрическим статусом, которые имеют нулевой коэффициент удовлетворенности.

Скачать: Социометрическая матрица
Скачано: 956, размер: 14 KB, дата: 04 Июл. 2019
Скачать: Социограмма
Скачано: 797, размер: 28.5 KB, дата: 05 Июл. 2019
Марина Королёва
Автор: Марина Королёва
Педагог-психолог высшей квалификационной категории. Стаж работы педагогом-психологом - 13 лет.
Сайт педагога-психолога ДОУ
Комплект документов для психолога ДОУ
Комплект документов психолога ДОУ

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: