Алгоритм работы педагога-психолога в адаптационный период

Одним из направлений работы педагога-психолога в ДОУ является: «Сопровождение адаптационного процесса». Работа психолога ведётся со всеми участниками образовательного процесса. Это администрация ДОУ, воспитатели, дети и их родители. Вот сейчас мы про работу психолога с каждым из участников и поговорим.

Алгоритм работы педагога-психолога в адаптационный период

Обсуждение вопроса адаптации с администрацией ДОУ

На этом этапе педагогу-психологу важно обсудить с заведующей ДОУ вопрос о том, как будет осуществляться приём детей в детский сад. Здесь важно обсудить следующие вопросы:

  1. Какое количество новых детей будет приходить в группу?
  2. В какие дни недели будет осуществляться приём в детский сад? (лучше всего это делать со вторника по четверг).

Также на этом этапе педагог-психолог может подготовить для заведующей следующие документы, которые она может предлагать родителям заполнить на этапе оформления документов при приёме в детский сад. Это могут быть:

  • Согласие на психологическое сопровождение и проведение психологической диагностики.
  • Анкета «Прогноз адаптации»
  • Памятка «Алгоритм адаптации к ДОУ»

Работа с воспитателями адаптационных групп

Работа с воспитателями важное направление в работе психолога в адаптационный период. Здесь важно:

  1. помочь педагогам перестроиться на работу с детьми раннего возраста. Это понадобится в случае если педагоги ведут детей от раннего возраста до подготовительной группы. Здесь важно рассказать о том, что такое адаптация, как она протекает, дать общие рекомендации, подготовить картотеку рекомендуемых игр с детьми в адаптационный период.
  2. организовать психологическую поддержку в период адаптации. Это могут быть индивидуальные консультации, групповые психологические встречи.
  3. оказывать помощь педагогам в режимных моментах. Особенно сложным бывают сборы на прогулку и возвращение с неё.

Работа с родителями в период адаптации детей к детскому саду

На мой взгляд работа с родителями — это одно из самых важных направлений в работе педагога-психолога в период адаптации, так как от того как будут проявлять себя родители зависит на сколько быстро адаптируется ребёнок к детскому саду. В качестве форм работы с родителями можно использовать:

  1. Стендовую информацию, памятки, информационные листовки.
  2. Психологические встречи.
  3. Выступления на родительских собраниях.
  4. Анкетирование.

Более подробно хочу остановится на такой форме работы, как психологические встречи. Что они из себя представляют? Прежде всего — это встреча группы родителей с психологом ДОУ, где обсуждается вопрос адаптации детей к детскому саду. Такие встречи оптимально проводить один раз в неделю. По времени подойдёт первая половина дня, когда дети находятся в группе с воспитателем. Участие в психологических встречах позволяет родителям:

  • отреагировать актуальные эмоции, чувства;
  • снять напряжение;
  • поделиться своим опытом (если такой был с первым ребёнком) и узнать об опыты других родителей.

Всё это позволит родителям более спокойно отнестись к адаптации, а как известно если спокойна мама, то и ребёнок спокоен.

Работа с детьми в период адаптации к ДОУ

Среди форм работы педагога-психолога с детьми можно выделить:

  1. наблюдение за адаптационным процессом (заполнение адаптационных карт). Можно это делать совместно с воспитателями во время тихого часа.
  2. организация игровых ситуаций в течение недели. Желательно, чтобы эта форма работы не сводилась к единоразовому посещению детей. Будет здорово если психолог в течение недели ежедневного будет заходить в группу к детям в период адаптации. Так дети быстрее привыкнут к нему и не успеют забыть.
  3. индивидуальная работа с детьми. Данная форма работы может проводиться, как в кабинете психолога (если ребёнок согласен пойти), так и в групповом помещении. Как правило в индивидуальной помощи нуждаются дети, которые по долгу не могут успокоиться. Тогда задача психолога переключить внимание ребёнка на любой вид деятельности. Для таких случаев я обычно всегда в кармане ношу с собой какие — нибудь мелкие игрушки. Здесь важно создать интере и передать его своими эмоциями. Если это не помогает, то ищем другие способы отвлечь внимание. Иногда бывает достаточно взять ребёнка на руки, погладить и пожалеть.

В заключении хочу сказать, что в период адаптации очень сложно работать с детьми, придерживаясь какой-то определённой программы. Тем белее проводить какие-то структурированные занятия. Проверяющие органы требуют наличие такой программы и её нужно иметь, но работать лучше исходя из ситуации.

Готовые материалы по сопровождению адаптационного процесса вы сможете найти в моей копилке психолога в комплекте «Годовой план под ключ».

Копирование текса с последующем размещением на других сайтах или группах в социальных сетях запрещено.

Марина Королёва

Педагог-психолог высшей квалификационной категории. Стаж работы педагогом-психологом - 13 лет.

Оцените статью
Сайт педагога-психолога ДОУ
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.