Психологическая экспертиза безопасности и комфортности образовательной среды ДОУ

Введение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» определяет трудовые функции работы педагога-психолога в образовательной организации. Одной из таких функций является: «Психологическая экспертиза безопасности и комфортности образовательной среды ДОУ».

В этой статье я постараюсь раскрыть основные понятия и описать основные направления проведения психологической экспертизы безопасности и комфортности образовательной среды ДОУ.

Основные понятия

Во ФГОС ДО сказано, что под образовательной средой подразумевается весь комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольной образовательной организации: развивающая предметно-пространственная среда, характер взаимодействия между педагогами и другими детьми.

Психологическая экспертиза безопасности и комфортности образовательной среды — это исследование, проводимое в образовательном учреждение, направленное на выявление рисков и угроз со стороны образовательной среды, препятствующих развитию личности ребёнка.  

Задачи экспертизы

  1. изучение образовательной среды и выявление оценки со стороны педагогов, воспитанников и их родителей состояния её психологической безопасности;
  2. выявление рисков и угроз психологической безопасности образовательной среды и состояния психического здоровья педагогов, воспитанников путём диагностики их личностных, эмоциональных и коммуникативных состояний.

Направления экспертизы

  • оценка адаптации детей и педагогов к ДОУ;
  • оценка взаимодействия детей со сверстниками;
  • оценка межличностных отношений детей в группе (для детей старшего дошкольного возраста);
  • оценка взаимодействия педагогов с детьми;
  • оценка отношения педагогов и родителей к образовательной среде;
  • оценка удовлетворённости педагогов и родителей образовательной средой;
  • оценка защищённости всех субъектов образовательных отношений от психологического насилия во взаимодействии;
  • оценка разнообразия используемых методов и средств образовательной деятельности.

Характеристики психологической безопасности и комфортности образовательной среды:

  • отсутствие проявлений психологического насилия во взаимодействии участников образовательного процесса;
  • удовлетворение основных потребностей в личностно-доверительном общении;
  • низкий уровень психосоматики ;
  • предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности;
  • адаптация к ДОУ находится в пределах нормы по сроку и уровню;
  • отсутствие в группе детей, имеющих статус непринимаемых и отвергаемых;
  • организация насыщенной образовательной среды, стимулирующей развитие участников процесса.

Результаты экспертной деятельности

  1. создание паспорта психологической безопасности образовательной среды ДОУ;
  2. разработка плана по сохранению психологической безопасности образовательной среды ДОУ.
Марина Королёва

Педагог-психолог высшей квалификационной категории. Стаж работы педагогом-психологом - 13 лет.

Оцените статью
Сайт педагога-психолога ДОУ
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

  1. Вита

    Здравствуйте, скажите имеет ли право психолог в детском саду приходить в наблюдение в группу, для оценки взаимодействия педагогов с детьми. Некоторые воспитатели реагируют на это не совсем нормально. Обижаются. Как часто может приходить психолог в наблюдения?

    1. Марина Королёва автор

      Здравствуйте. Педагог-психолог в своей работе использует разные методы диагностики, в том числе и наблюдение.Частоту наблюдений вы определяете самостоятельно.