
С какими категориями детей работает педагог-психолого в детском саду? Ответ на этот вопрос содержится в Федеральной образовательной программе дошкольного образования, утверждённой приказом № 1028 от 25 ноября 2022 г. В данном приказе выделены целевые группы, которым педагог-психолог оказывает адресную психологическую помощь. В этой статье я сделала для вас выдержку из приказа относительно целевых групп.
- Перечень целевых групп для оказания им адресной психологической помощи
- Нормотипичные дети с нормативным кризисом развития
- Обучающиеся с особыми образовательными потребностями
- Дети и (или) семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, признанные таковыми в нормативно установленном порядке
- Дети и (или) семьи, находящиеся в социально опасном положении, признанные таковыми в нормативно установленном порядке
- Обучающиеся «группы риска»
Перечень целевых групп для оказания им адресной психологической помощи
Нормотипичные дети с нормативным кризисом развития
Психологическая помощь данной категории детей оказывается по развивающим программам различной направленности.
Обучающиеся с особыми образовательными потребностями
Дети с ОВЗ и (иди) инвалидностью, получившие статус в порядке, установленном законодательством РФ | Коррекционно-развивающая работа осуществляется по ФАОП ДО. |
Обучающиеся по индивидуальному учебному плану (учебному расписанию) на основании медицинского заключения; часто болеющие дети | Коррекционно-развивающая работа осуществляется на основании медицинского заключения и рекомендаций ППк по результатам психологической и педагогической диагностики. |
Обучающиеся, испытывающие трудности в освоении образовательных программ, развитии, социальной адаптации, в том числе билингвальные обучающиеся, дети мигрантов, испытывающие трудности с пониманием государственного языка РФ на дошкольном уровне образования. | Психолого-педагогическое сопровождение детей данной целевой группы может осуществляться в контексте общей программы адаптации ребёнка к ДОО. В случаях выраженных проблем социализации, личностного развития и общей дезадаптации ребёнка, его включение в программу КРР может быть осуществлено на основе заключения ППК по результатам психологической диагностики или по запросу родителей (законных представителей) ребёнка. |
Одарённые обучающиеся | Коррекционно-развивающая работа осуществляется на основании заключения ППк по результатам психологической и педагогической диагностики. |
Дети и (или) семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, признанные таковыми в нормативно установленном порядке
К данной целевой группе относятся:
- дети-сироты;
- дети, оставшиеся без попечения родителей;
- дети-инвалиды;
- дети с ограниченными возможностями здоровья;
- дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
- дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
- дети — жертвы насилия;
- дети с проблемами в поведении;
- дети в малоимущих семьях.
Данный перечень представлен в Федеральном законе от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в статье 1.
Дети и (или) семьи, находящиеся в социально опасном положении, признанные таковыми в нормативно установленном порядке
В ФОП О выделены дети, относящиеся к этой целевой группе:
- безнадзорные дети;
- беспризорные дети;
- дети, склонные к бродяжничеству.
Относительно семьи, находящейся в социально опасном положении, то ответ на этот вопрос дан в Федеральном законе от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Там говорится следующее:
Семья, находящаяся в социально опасном положении, — семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Обучающиеся «группы риска»
К категогии обучающихся «Группы риска» относятся дети, проявляющие комплекс выраженных
факторов риска негативных проявлений (импульсивность, агрессивность, неустойчивая или крайне низкая (завышенная) самооценка, завышенный уровень притязаний). Также к данной целевой группе могут быть отнесены дети:
- дети, имеющие проблемы с психологическим здоровьем;
- дети, имеющие эмоциональные проблемы (повышенная возбудимость, апатия, раздражительность, тревога, появление фобий);
- дети, имеющие поведенческие проблемы (грубость, агрессия, обман);
- дети, имеющие проблемы неврологического характера (потеря аппетита);
- дети, имеющие проблемы общения (стеснительность, замкнутость, излишняя чувствительность, выраженная нереализованная потребность в лидерстве);
- дети, имеющие проблемы регуляторного характера (расстройство сна, быстрая утомляемость, навязчивые движения, двигательная расторможенность, снижение произвольности внимания).
Коррекционно-развивающая работа с детьми «группы риска» осуществляется на основе заключения ППК по результатам психологической диагностики или по обоснованному запросу педагога и (или) родителей (законных представителей).
Коррекционно-развивающая работа с детьми «группы риска» осуществляется на основе заключения ППК по результатам психологической диагностики или по обоснованному запросу педагога и (или) родителей (законных представителей) — ППК на уровне ДОУ?
Здравствуйте. Всё верно. ППк — это уровень ДОУ.
Добрый день. Скакжите, пожалуйста, если в уреждении есть группы компенсирующей направленности для разных нозологий детей с ОВЗ и общеразвивающие группы, то программа психолого-педагогического сопровождения должна быть одна (в ней ведь прописаны дети с ОВЗ) или на ОВЗ своя программа?
Здравствуйте. Если вы работаете и с группами компенсирующей и комбинированной направленности, то программу пишите одну.
Марина, ДД. Подскажите, пожалуйста, групповые занятия с психологом могут стоять в сетке 3м занятием у ст. Группы. Если нет ,почему? Спасибо
Здравствуйте. Занятия психолога не ставятся в сетку вообще, т.к. мы работаем с целевыми группами и оказываем адресную психологическую помощь. С детьми старшего дошкольного возраста в сетке может стоять 3 занятия в день (2 занятия в первую половину дня и 1 занятие во вторую половину дня) — это требования СанПина
Здравствуйте, Марина. Скажите пожалуйста как определить какие дети относятся к группе риска? Нужно проводить диагностики или достаточно наблюдения и опроса воспитателей?
Здравствуйте. Сначала наблюдение и опрос педагогов, а потом углубленная диагностика детей, которые выявлены в результате опроса и наблюдения.
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, какие данные нужно собрать на ребенка для дальнейшего направления на ППМК.
Здравствуйте. Направление, представление на ребёнка, коллегиальное заключение.