Категории детей для работы педагога-психолога в соответствии с ФОП ДО

Категории детей для работы педагога-психолога в соответствии с ФОП ДО

С какими категориями детей работает педагог-психолого в детском саду? Ответ на этот вопрос содержится в Федеральной образовательной программе дошкольного образования, утверждённой приказом № 1028 от 25 ноября 2022 г. В данном приказе выделены целевые группы, которым педагог-психолог оказывает адресную психологическую помощь. В этой статье я сделала для вас выдержку из приказа относительно целевых групп.

Перечень целевых групп для оказания им адресной психологической помощи

Нормотипичные дети с нормативным кризисом развития

Психологическая помощь данной категории детей оказывается по развивающим программам различной направленности.

Обучающиеся с особыми образовательными потребностями

Дети с ОВЗ и (иди) инвалидностью, получившие статус в порядке, установленном законодательством РФКоррекционно-развивающая работа осуществляется по ФАОП ДО.
Обучающиеся по индивидуальному учебному плану (учебному расписанию) на основании медицинского заключения; часто болеющие детиКоррекционно-развивающая работа осуществляется на основании медицинского заключения и рекомендаций ППк по результатам психологической и педагогической диагностики.
Обучающиеся, испытывающие трудности в освоении образовательных программ, развитии, социальной адаптации, в том числе билингвальные обучающиеся, дети мигрантов, испытывающие трудности с пониманием государственного языка РФ на дошкольном уровне образования.Психолого-педагогическое сопровождение детей данной целевой
группы может осуществляться в контексте общей программы адаптации ребёнка к
ДОО. В случаях выраженных проблем социализации, личностного развития и
общей дезадаптации ребёнка, его включение в программу КРР может быть осуществлено на основе заключения ППК по результатам психологической диагностики или по запросу родителей (законных представителей) ребёнка.
Одарённые обучающиесяКоррекционно-развивающая работа осуществляется на основании заключения ППк по результатам психологической и педагогической диагностики.

Дети и (или) семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, признанные таковыми в нормативно установленном порядке

К данной целевой группе относятся:

  • дети-сироты;
  • дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • дети-инвалиды;
  • дети с ограниченными возможностями здоровья;
  • дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
  • дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
  • дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
  • дети — жертвы насилия;
  • дети с проблемами в поведении;
  • дети в малоимущих семьях.

Данный перечень представлен в Федеральном законе от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в статье 1.

Дети и (или) семьи, находящиеся в социально опасном положении, признанные таковыми в нормативно установленном порядке

В ФОП О выделены дети, относящиеся к этой целевой группе:

  • безнадзорные дети;
  • беспризорные дети;
  • дети, склонные к бродяжничеству.

Относительно семьи, находящейся в социально опасном положении, то ответ на этот вопрос дан в Федеральном законе от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Там говорится следующее:

Семья, находящаяся в социально опасном положении, — семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Обучающиеся «группы риска»

К категогии обучающихся «Группы риска» относятся дети, проявляющие комплекс выраженных
факторов риска негативных проявлений (импульсивность, агрессивность, неустойчивая или крайне низкая (завышенная) самооценка, завышенный уровень притязаний). Также к данной целевой группе могут быть отнесены дети:

  • дети, имеющие проблемы с психологическим здоровьем;
  • дети, имеющие эмоциональные проблемы (повышенная возбудимость, апатия, раздражительность, тревога, появление фобий);
  • дети, имеющие поведенческие проблемы (грубость, агрессия, обман);
  • дети, имеющие проблемы неврологического характера (потеря аппетита);
  • дети, имеющие проблемы общения (стеснительность, замкнутость, излишняя чувствительность, выраженная нереализованная потребность в лидерстве);
  • дети, имеющие проблемы регуляторного характера (расстройство сна, быстрая утомляемость, навязчивые движения, двигательная расторможенность, снижение произвольности внимания).

Коррекционно-развивающая работа с детьми «группы риска» осуществляется на основе заключения ППК по результатам психологической диагностики или по обоснованному запросу педагога и (или) родителей (законных представителей).

Марина Королёва

Педагог-психолог высшей квалификационной категории. Стаж работы педагогом-психологом - 13 лет.

Оцените статью
Сайт педагога-психолога ДОУ
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

  1. Виктория Ткачева

    Коррекционно-развивающая работа с детьми «группы риска» осуществляется на основе заключения ППК по результатам психологической диагностики или по обоснованному запросу педагога и (или) родителей (законных представителей) — ППК на уровне ДОУ?

    1. Марина Королёва автор

      Здравствуйте. Всё верно. ППк — это уровень ДОУ.

  2. Любовь

    Добрый день. Скакжите, пожалуйста, если в уреждении есть группы компенсирующей направленности для разных нозологий детей с ОВЗ и общеразвивающие группы, то программа психолого-педагогического сопровождения должна быть одна (в ней ведь прописаны дети с ОВЗ) или на ОВЗ своя программа?

    1. Марина Королёва автор

      Здравствуйте. Если вы работаете и с группами компенсирующей и комбинированной направленности, то программу пишите одну.

  3. Татьяна

    Марина, ДД. Подскажите, пожалуйста, групповые занятия с психологом могут стоять в сетке 3м занятием у ст. Группы. Если нет ,почему? Спасибо

    1. Марина Королёва автор

      Здравствуйте. Занятия психолога не ставятся в сетку вообще, т.к. мы работаем с целевыми группами и оказываем адресную психологическую помощь. С детьми старшего дошкольного возраста в сетке может стоять 3 занятия в день (2 занятия в первую половину дня и 1 занятие во вторую половину дня) — это требования СанПина

  4. НВ

    Здравствуйте, Марина. Скажите пожалуйста как определить какие дети относятся к группе риска? Нужно проводить диагностики или достаточно наблюдения и опроса воспитателей?

    1. Марина Королёва автор

      Здравствуйте. Сначала наблюдение и опрос педагогов, а потом углубленная диагностика детей, которые выявлены в результате опроса и наблюдения.

  5. НВ

    Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, какие данные нужно собрать на ребенка для дальнейшего направления на ППМК.

    1. Марина Королёва автор

      Здравствуйте. Направление, представление на ребёнка, коллегиальное заключение.