Дидактические игры в работе психолога с детьми занимают особое место. Их использование способствует:
- Повышению активности детей в процессе коррекционно-развивающих занятий.
- Формированию интереса к познавательной деятельности.
- Решению коррекционно-развивающих задач.
Что такое дидактическая игра?
Дидактическая игра — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в, то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Виды дидактических игр
Виды игр | Описание |
Игры с предметами (игрушками) | Данный вид игры основан на взаимодействие детей с предметами. Таким образом дети учатся сравнивать предметы, устанавливать сходства и различия между ними, знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. |
Настольно-печатные игры | С помощью этих игр ребёнок знакомится с окружающим миром, миром животных и растений, эмоциональным миром и т.д. Настольно-печатные игры могут быть представлены в виде: «лото», «домино», «парных картинок». С их помощью можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля. |
Словесные игры | Словесные игры представляют собой эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. |
Далее я предлагаю вам познакомиться с настольно-печатными играми, разработанными мной для работы с детьми дошкольного возраста.
Дидактическая игра «Паровозик»
Игра направлена на развитие наглядно-образного мышления, элементов логического мышления, умения группировать предметы по их функциональному назначению, подбирать обобщающие слова, развитие зрительной памяти, развитие внимания.
В комплект входят:
- 8 паровозиков;
- набор вагончиков с дикими животными, домашними животными, фруктами, овощами, одеждой, посудой, игрушками, мебелью.
В игре могут принимать участие от 1 до 8 детей. Игра ориентирована на детей в возрасте от 4 до 7 лет.
Правила игры: Перед ребёнком выкладываются вагончики, перевёрнутые вниз. Затем педагог предлагает брать по одному вагончику и прикреплять их к определённому паровозику. Заранее с ребёнком обговаривается, что к синему паровозику будут прикрепляться вагончики, например, с домашними животными, а к оранжевому с дикими животными (вместо животных можно использовать другой вариант для классификации, например, фрукты и овощи). Далее педагог может предложить ребёнку закрыть глаза, а в это время перевернуть, какие-то вагончики и предложить ребёнку вспомнить, что было в этих вагончиках, либо он может поменять вагончики местами и спросить, что изменилось.
Дидактическая игра «Спрячь игрушку»
Игра направлена на развитие внимания, памяти, формирование умения соотносить цвета.
В комплект входят:
- 6 домиков с изображением игрушек;
- 6 окошек.
Игра предназначена для индивидуального использования и ориентирована на детей от 3 лет.
Правила игры: Перед ребёнком выкладываются домики в любой последовательности и предлагается сначала назвать игрушки, изображённые в окошке, а затем закрыть эти окошки карточкой соответствующего цвета. Затем взрослый предлагает ребёнку вспомнить в каком домике спрятан мяч, кукла и т.д.
Игры с прищепками «Найди пару»
Игра направлена на развитие наблюдательности, внимания, точности зрительного восприятия, умения подбирать парную картинку по смыслу.
Перед началом игры круги необходимо вырезать и прикрепить к прищепкам, игровые диски так же вырезаются.
В комплект входят:
- 4 игровых диска;
- 32 круга с изображений картинок.
Правила игры: Игроку предлагается диск к которому необходимо прикрепить прищепки с соответствующими картинками по смыслу. Для игры предлагаются задания: «Найди тень», «Мама и детеныш», «Вершки и корешки», «Найди пару».
Дидактическая игра «Дикие и домашние животные»
Игра направлена на развитие мышления, умения распределять животных на группы и формирование умения соотносить изображение животного с их местом обитания.
В комплект входят:
- 2 игровых поля;
- 12 карточек с изображением животных.
Правила игры: Ребёнку предлагается разложить карточки с животными, ориентируясь на их место обитания.
Также, используя материалы данной игры, с детьми можно поиграть в игру: «Угадай по описанию». Для игры в этом случае нам понадобятся только карточки с изображением животных. Задача ребёнка взять карточку и не показывая её остальным описать животное, а задача остальных детей угадать это животное.
Надеюсь мои разработки будут полезны вам в работе. Вы можете их скачать, распечатать и использовать в своей работе с детьми. Размещение на других сайтах и в социальных сетях разрешено только с указанием автора и ссылки на мой сайт.
классные игры.Я бы приобрела такие.Где и как?
Здравствуйте. Наталья, данные игры я размещаю в группе в контакте для свободного скачивания. Подписывайтесь на мою группу https://vk.com/korolevadou и скачивайте их.
Очень удобно. Все готово. Скачивается секундой. Большое спасибо.