Циклограмма работы педагога-психолога. Как распределить рабочее время?

Циклограмма работы педагога-психолога является важным и обязательным документом в перечне организационно-методической документации. Она представляет собой расписание деятельности специалиста на неделю.

Но прежде, чем приступать к составлению циклограммы необходимо определиться с графиком работы и желательно его составлять таким образом, чтобы педагог-психолог работал не только в первую половину дня, но и во вторую.

Циклограмма работы педагога-психолога. Как распределить рабочее время?

Чем руководствоваться при составлении циклограммы?

При составлении циклограммы необходимо руководствоваться Приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». В данном приказе в пункте 8.1. говорится:

«Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка организации с учетом: выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе с участниками образовательного процесса, обработки, анализа и обобщения полученных результатов консультативной работы, заполнения отчетной документации. …» (пункт 8.1.)

Исходя из этого и стоит составлять свою циклограмму. Как правило самым сложным является распределение 18 часов работы с участниками образовательных отношений. Об этом я хотела бы немного подробнее рассказать.

Первое с чего я начинаю распределение этих 18 часов работы, так это с работы с родителями и педагогами. На 1 ставку я отвожу в неделю 2 часа на работу с педагогами и 2 часа на работу с родителями. Остальные 14 часов работы отводятся на работу с детьми.

В циклограмме работу с родителями я планирую на 2 половину дня. В это время, как правило, удобно проводить семинары, тренинги, консультации для родителей, родительские собрания и т.д. Работу с педагогами планирую на период времени с 13.00 до 15.00. Это связано с тем, что в это время у детей тихий час и у педагогов есть возможность участвовать в мероприятиях, проводимых психологом.

Самым проблематичным, как показывает практика, является распределение времени на работу с детьми. Это связано с тем, что педагог-психолог в детском саду не является профилирующим специалистом, поэтому в сетку занятий не вносятся занятия с педагогом-психологом, поскольку количество общих занятий не может превышать нормы СанПиН. За исключением педагога-психолога, работающего на комбинированной и компенсирующей группе.

Как распределить работу с детьми?

При распределение времени работы с детьми следует учитывать: сетку занятий и режим дня. Как правило все занятия воспитателя с детьми проходят в первую половину дня, за исключением старшей группы и 1 младшей группы. Нормами СанПиН 2.4.1.1249-03 разрешено проводить занятия с детьми старшей группы и 1 младшей группы во второй половине дня.

Исходя из этого самым продуктивным временем для работы психолога с детьми являются промежутки времени:

  • в первую половину дня: с 8.00 до 9.00 и с 11.00 до 12.00. В это время можно планировать индивидуальную работу с детьми, проводить диагностику;
  • во вторую половину дня для планирования работы педагога-психолога с детьми подойдёт промежуток времени с 15.00 до 17.00. В это время удобно проводить групповые занятия с детьми.

Если составить график работы таким образом, что психолог будет работать 3 дня в первую половину дня и 2 дня во вторую половину дня. То с учётом представленных выше рекомендаций по распределению времени работы с участниками образовательных отношений у педагога-психолога уйдет 2 часа на работу с родителями, 2 часа на работу с педагогами, 10 часов на работу с детьми. Из 18 часов нами будет потрачено 14 часов работы. Где же взять ещё 4 часа на работу с детьми?

Думаю для этого идеально подойдут часы в первую половину дня, когда другие педагоги проводят свои занятия. В это время можно проводить наблюдение за детьми, оказывать помощь педагогам во взаимодействии с детьми, организовывать совместные занятия психолога с воспитателями и другими специалистами.

Всё оставшееся время в графике работы педагога-психолога отводится на организационно-методическую работу, участие в методических объединениях психологов, повышение своей квалификации и т.д.

Марина Королёва
Педагог-психолог высшей квалификационной категории. Стаж работы педагогом-психологом - 13 лет.
Оцените автора
Сайт педагога-психолога ДОУ
Добавить комментарий

  1. Наталия

    Если ребенок не усваивает ООП ДОУ, смысл ему просиживать время на занятии у педагога, куда продуктивнее будет взять его на индивидуальное занятие. Потом, время для наблюдения за процессом адаптации в первой младшей группе удобнее проводить с 7,30 или с 8,00 утра, а не во второй половине дня. Так можно и помочь педагогам, и самим участвовать в процессе. Мне так кажется. А по Вашей циклограмме трудно распределить время.

    Еще вопрос, распределить 1 ставку на 2 группы ОВЗ легко, а как ее распределить на 10 групп общеразвивающей направленности? Когда реализовывать все рабочие программы, да еще по всем возрастам?

    Получается наша работа сводится к работе воспитателей, пришли скопом отвели и ладно. Результат какой на выходе?

    1. Марина Королёва автор

      Здравствуйте. Наталия, брать ребёнка с занятий воспитателя мы не можем, так как это нарушает его права, за исключением детей с ОВЗ, занятия с которыми должны быть прописаны в сетке занятий. В статье не говорится, что надо осуществлять сопровождение адаптационного процесса во второй половине дня. Для этого есть время с 8.00 до 10.00. Что касательно распределения времени на 1 ставку, работая на группах общеразвивающей направленности,то именно этому и посвящена статья. Я представила свой опыт. У вас может быть и по-другому. Если говорить про рабочие программы, то как вы правильно заметили, мы не воспитатели, поэтому не должны заниматься со всеми детьми детского сада. Групповые занятия с детьми формируются с учётом возраста и проблемы ребёнка.

    2. Наталия

      Спасибо за ответ!

  2. Елена

    Спасибо большое очень хороший материал для начинающего психолога, я очень вам благодарна, многое встало на свои места после прочтения ваших материалов!!!

    1. Марина Королёва автор

      Здравствуйте. Елена, спасибо за столь приятный отзыв!

  3. Нина

    Марина, спасибо за обсуждение вопроса. У меня возникли сложности с формированием своей циклограммы (в доу только начинаю деятельность). Поняла, что времени на работу с детьми недостаточно. 8:20-8:50 завтрак; 8:50-10:15 игры и НОД (с которых я забрать ребенка не могу, как поняла из обсуждения); 10:15-12:00 прогулка. А после обеда итого меньше, всего 30 минут могу использовать (по программе у детей игры). Легче со старшими группами, там утром 2 часа есть. Я понимаю, что согласовав с воспитателем ее план НОД, я могу поработать с детьми (ребенком), но как быть с прогулками? могу я с прогулки ребенка забрать в работу? Спасибо за ответ)

    1. Марина Королёва автор

      Здравствуйте. Я беру с прогулки для индивидуальной работы. Не думаю, что в этом есть что-то страшное. В СанПиНе написано, что ежедневная продолжительность прогулок должна составлять 3-4 часа. Смотрите по своему режиму в детском саду. Например, если в группе в режиме учтены все 4 часа прогулки в день, то вы смело можете взять ребёнка на занятие, т.к. по прогулке ребёнок вложится в нормы СанПиНа, даже если он погуляет меньше 20 мин., то его прогулка составит 3 часа 40 мин., а это допустимо СанПиНом.

    2. Нина

      Благодарю за ответ и обсуждение вопроса, Марина)

    3. Марина Королёва автор

      Пожалуйста)

  4. Елена

    Марина, здравствуйте. Я только начала работать в садике компенсирующего вида. У меня 11 групп, из них 4 ЗПР, 3 с нарушением речи, 1 ясельная, 1 ОНДа, 2 ослабленное здоровье.

    Мне нужны Ваши наработки и с детьми зпр и документы. Если они ( документы) для меня подойдут

    1. Марина Королёва автор

      Здравствуйте. Елена, комплект с документами подойдёт в вашем случае. Программы есть для ЗПР и ТНР. Для детей с ослабленным здоровьем можете использовать программы для детей с ЗПР.

    2. Елена

      Спасибо большое! Ваш труд бесценный!!!

      Буду рада помочь и поделиться своими опытом и знаниями. Работала на терапии рук и мелкой моторики с детьми ДЦП. И БОС терапия по ЭЭГ. Очень хорошие результаты.

      Я хочу купить и документы и программы работы с ЗПР.

    3. Марина Королёва автор

      Здравствуйте. Елена, чтобы купить комплекты, нужно перейти в раздел копилка психолога на моём сайте и выбрать понравившийся комплект. Вот ссылка на раздел Копилка психолога