Консультация «Роль общения в работе педагога»

Наша с вами работа предполагает постоянный контакт с родителями, детьми, коллегами. И в том, какой это будет контакт, во многом зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в этом принадлежит педагогу, так как он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения. Поэтому воспитателю необходимо иметь не только теоретические знания, но и практические навыки общения с разными родителями. Но прежде чем говорить о навыках общения, давайте определимся, что такое общение. Что для вас общение? (ответы педагогов).

Общение – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми. И конечно же навыкам общения человеку необходимо обучаться всю жизнь. Причем научиться общению можно только в процессе самого общения, а не только по книгам и советам знающих людей. Поэтому на наших с вами занятиях мы будем отрабатывать эти навыки общения в разных формах работы и в разных ситуациях.

В процессе взаимодействия человека с человеком важным оказывается все: что мы говорим, как говорим, каким образом воспринимаем информацию партнёра по общению, какая у нас мимика, жесты.

В психологии выделяют три составляющих общения: интерактивное, перцептивное, коммуникативное.

Так перцептивная сторона включает в себя восприятие человека человеком в процессе общения.

Что мешает объективному восприятию друг друга:

— эффект ореола – это преобладание какого-то обычно сильного впечатления о человеке, которое переносится на всю его личность;

— эффект первичности – первая информация о человеке становится самой важной, она определяет отношение ко всем его поступкам;

— эффект последней информации – последние сведения о человеке может перечеркнуть прежнее отношение к нему;

— эффект проецирования – проявляется в склонности людей приписывать другим свои собственные установки, эмоции, качества.

Упражнение на проекцию: «Два ежика в тумане».

Последовательность действий в упражнении:

  • Выделите на выполнение упражнения «Ежик в тумане» 5 минут, приготовьте ручку и лист бумаги.
  • Запишите Ваш ответ на первый вопрос:«Каково Ваше самое любимое с детства животное, зверь?».
  • Записали? Назовите-запишите 3-5 ключевых качеств, свойств Вашего любимого животного, за что Вы его так любите?
  • Запишите ответ на второй вопрос: «Какое животное Вам НЕ нравится, вызывает страх или отвращение?».
  • Записали? Назовите-запишите 3-5 ключевых качеств, свойств Вашего НЕ-любимого животного, за что Вы его так НЕ-любите?
  • А теперь присвойте эти качества себе, начиная со слов «Я……»

Коммуникативная составляющая представляет собой процесс передачи информации: обмен мнениями, переживаниями – это то, что мы говорим.

Интерактивная сторона заключается в обмене не только информацией, но и действиями. Вступая в контакт, собеседники узнают друг друга и находят точки соприкосновения.

Общаясь, каждый человек преследует определённую цель. Поэтому общение всегда ориентировано на конкретный результат, и как правило, связано с деятельностью, направленной на её достижение. И в этой деятельности в зависимости от того, достигнуто было взаимопонимание или нет, люди могут создавать отношения сотрудничества или соперничества.

Эксперимент.

Ситуация 1: педагогу необходимо сообщить родителю, что необходимо сделать поделку на осеннюю тематику, так чтобы добиться результата.

Ситуация 2: От ребёнка плохо пахнет. Вам необходимо сказать об этом родителю так, чтобы не застыдить его и добиться желаемого.

Ситуация 3: Ребёнок постоянно опаздывает на занятия. Вам необходимо донести до родителей важность посещения занятий в детском саду, так чтобы был результат.

И в заключение хочу сказать, участвуя в любом общем деле, люди неизбежно оказывают влияние на эмоции и поведение своего партнёра. Это как по цепочке. Поступки одного человека вызывают реакцию второго, а он в свою очередь так же отвечает определенным образом и опять воздействует на партнёра. В результате изменяются настроения и поступки всех участников совместной деятельности.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: