На сегодняшний день одной из самых тревожных тенденций в образовании является рост количества детей с ОВЗ. В связи с эти сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ должно занимать одно из основных направлений. Раннее выявление и своевременная коррекционно-развивающая работа, а так же психолого-педагогическое и медицинское сопровождение семьи позволит изменить траекторию дальнейшего развития ребёнка.
Сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ осуществляется строго в соответствии с нормативно-правовыми документами и с соблюдением следующего алгоритма действия.
Алгоритм действия при сопровождение детей с ОВЗ:
Этап | Описание этапа | Ответственный |
Этап № 1 | Заявление от родителей (законных представителей) о зачисление или переводе ребёнка на обучение по АООП или АОП. | Заведующий ДОУ |
Этап № 2 | Заключение договора с родителями (законными представителями) или внесение изменений в действующий договор. | Заведующий ДОУ |
Этап № 3 | Проведение углубленной диагностики ребёнка с ОВЗ специалистами ДОУ. | Специалисты ДОУ |
Этап № 4 | 1. В случае обучения ребёнка с ОВЗ в группе компенсирующей направленности: разработка АООП ДО для детей ОВЗ соответствующей нозологии. 2. В случае инклюзивного образования: разработка АОП (совмещённой с ИОТ) для конкретного ребёнка ОВЗ. | Заместитель заведующего, методист, специалисты ДОУ |
Этап № 5 | 1. В случае обучения ребёнка с ОВЗ в группе компенсирующей направленности: разработка рабочих программ воспитателями и специалистами ДОУ. 2. В случае инклюзивного образования: разработка индивидуальных программ коррекционно-развивающей работы специалистами ДОУ. | Воспитатели, специалисты ДОУ |
Этап № 6 | Реализация АООП ДО или АОП. Педагог-психолог проводит коррекционно-развивающую работу в форме индивидуальных и подгрупповых занятий. На подгрупповые занятия педагог-психолог берёт детей со схожей программой обучения. | Воспитатели, специалисты ДОУ |
Этап № 7 | Отслеживание динамики коррекционно-развивающей работы с ребёнком ОВЗ. Этот вид работы осуществляется всеми специалистами сопровождения не реже трёх раз в год. Результаты данного мониторинга обсуждаются на заседании ППк ДОУ. На основе которых специалисты ППк могут принимать решения о внесение корректировок в работу с ребёнком или о направлении ребёнка на ПМПК с целью уточнения рекомендаций или изменения условий обучения. | Воспитатели, специалисты ДОУ |
Какие документы оформляет педагог-психолог по работе с детьми ОВЗ
- Банк данных о детях ОВЗ, детях-инвалидах (по желанию).
- Журнал учёта форм работы педагога-психолога с детьми ОВЗ.
- Рабочие программы по работе с детьми ОВЗ.
- Индивидуальные образовательные траектории.
- Адаптированные образовательные программы.
- Карта сопровождения ребёнка с ОВЗ.
Все документы доступны в комплекте по работе психолога с детьми ОВЗ.
Марина,большое спасибо за предоставленный материал, а по работе с детьми с ЗПР у вас нет материала, особенно АОП?
Здравствуйте. Елена, пока нет, но я планирую выпуск такого комплекта.
Спасибо за проделанную работу и предоставленные материалы. Марина, подскажите, сколько индивидуальных занятий в неделю проводить с ребенком с диагнозом ДЦП и ребенком с диагнозом аутизм? Как я понимаю, в совместную групповую работу их нельзя объединить (в ДОУ всего 2 ребенка-инвалида)
Здравствуйте. Всё верно вы говорите, лучше проводить индивидуальные занятие. Количество занятий вы можете определять сами, нигде в нормативных документах это не прописано. На мой взгляд, двух занятий в неделю будет достаточно.