В ст. 79 п. 1 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в РФ» говорится:
«Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой….»
Это говорит о том, что каждая образовательная организация, в которой обучается ребёнок с ОВЗ, должна разрабатывать адаптированную образовательную программу (АОП). Как правило, данная программа разрабатывается в случае инклюзивного образования.
В АОП отражается , то как будет осуществляться образовательный процесс с ребёнком ОВЗ в общеразвивающей группе: какие условия мы для него создаём, какие результаты планируем получить на выходе, как ребёнок посещает учреждение, как выстраивается система командного сопровождения и т.д.
Необходимость разработки адаптированной образовательной программы поставило передо мной ряд вопросов. Ответы на которые я искала, изучая, в первую очередь, нормативно-правовые документы, опыт коллег на просторах интернета. Прослушала множество вебинаров, связанных с этой темой. В итоге я нашла для себя ответы на эти вопросы, с которыми хочу поделиться с вами.
Основные вопросы, возникающие при разработке АОП
Вопросы | Ответы |
---|---|
Что является основание для разработки АОП? | Для разработки АОП основанием является заключение ПМПК. |
Нужно ли согласие родителей на разработку АОП? | Да, родители должны оформить письменное заявление на обучение и воспитание ребёнка по АОП. |
Кто участвует в разработке АОП? | Весь педагогический коллектив (методист, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и т.д.) |
На основе какой программы разрабатывается АОП? | АОП разрабатывается на основе ООП и дополняется ПрАООП по соответствующей нозологии. ПрАООП можно посмотреть на сайте https://fgosreestr.ru/ |
Что адаптируется в АОП по сравнению с ООП? | Сроки, содержание, условия, методы, приёмы, способы, формы работы, режим посещения, график организации образовательного процесса на протяжении дня и т.д. |
На какой срок разрабатывается АОП? | АОП разрабатывается на 1 год |
Нужно ли к АОП разрабатывать рабочую программу? | Такой необходимости нет, так как в АОП каждый специалист расписывает свою коррекционную работу с ребёнком. |
Кем утверждается АОП? | АОП рассматривается ППк, утверждается педагогическим советом, согласуется с родителями (законными представителями) и утверждается заведующим ДОУ. |
Ещё один вопрос, который касается разработки АОП относится к её структуре. Какой же должна быть структура АОП?
Структура АОП должна учитывать требования, предъявленные во ФГОС ДО к содержанию образовательных программ и утверждаться внутренним локальным актом дошкольного учреждения.
Ниже я хочу познакомить вас с одной из таких структур, которая построена таким образом, что каждый педагога, сопровождающий ребёнка с ОВЗ заполняет свой раздел. Данная структура программы представляет собой АОП совмещённую с индивидуальной образовательной траекторией (или маршрутом).
Примерная структура АОП
Целевой раздел. Данный раздел включает в себя:
- Пояснительную записку, которая включает: цели и задачи, принципы построения программы.
- Значимые для разработки и реализации программы характеристики. Сюда мы включаем: общие сведения о ребёнке и его семье, данные о прохождении ПМПК, психолого-педагогическую характеристику ребёнка, специальные условия получения образования.
- Планируемые результаты реализации программы.
Содержательный раздел. Он включает в себя:
- Диагностический компонент.
- Воспитательный компонент.
- Коррекционно-развивающий компонент.
- Образовательный компонент.
- Организацию работы с родителями в рамках программы.
Организационный раздел включает в себя:
- Индивидуальный учебный план.
- Расписание образовательной деятельности.
- Кадровое обеспечение программы.
- Материально-техническое обеспечение программы.
- Учебно-методическое обеспечение программы.
Используемая литература: Инклюзивная дошкольная группа: Методические рекомендации по разработке индивидуальных образовательных маршрутов и программ для детей с ограниченными возможностями здоровья/ Под ред. Л.А. Головчиц, Н.В. Микляевой
Здравствуйте, можно ли приобрести программу индивидуальной работы с ребенком ТНР 4-5 лет (средняя группа).
Здравствуйте. Такой программы нет в продаже.
Здравствуйте, Марина. Обычно пмпк рекомендует АООП НОО. Вы встречали, чтобы пмпк писало в заключении разработать АОП?
Второй вопрос, если в заключении пмпк стоит разработка АООП НОО, есть ли смысл школе разрабатывать АОП?
Здравствуйте. Да, ПМПК рекомендует обучение по АООП, но я в статье и не говорю, что ПМПК рекомендует разрабатывать АОП.Относительно вашего второго вопроса. Я не школьный психолог, но насколько мне известно, то школа в обязательном порядке разрабатывает АООП на нозологию и АОП на каждого ребёнка. Считаю, что это верно, т.к. есть дети ОВЗ, которые обучаются на дому и им однозначно нужна индивидуальная программа. А на детей-инвалидов у вас ещё и СИПР должен быть. Утверждать на 100% не буду, т.к. подробно не изучала нормативную документацию школы.
Марина добрый день! Подскажите пожалуйста мне как начинающему психологу или посоветуйте какую коррекционную программу подобрать на детей ОНР. на 0,5 ставки
Здравствуйте. Для детей ОНР подходят программы Куражевой Н.Ю. «Цветик семицветик» и программа Пазухиной И.А. «Давайте познакомимся». Для подготовительной группы есть программа Тарасова Н.В. «Психологическая подготовка детей с ОНР к успешному обучению в школе».
Здравствуйте, Марина! Подскажите, пожалуйста, на основе каких программ педагог-психолог разрабатывает программу АООП, на основе своей, лично разработанной или разработанной другим(и) специалистом(ами), например, Куражевой Н.Ю. «Цветик семицветик»?
Здравствуйте. АООП — это программа, которая пишется на группу детей с определённой нозологией, это не отдельная программа специалиста. Например, если у вас группа для детей с ТНР, то АООП ДО пишется на основе программы Нищевой Н.В.