Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ

В связи с введением ФГОС ДО всё чаще приходится слышать такое понятие, как индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ. Что же это такое и как его создавать? Давайте попробуем с вами разобраться.

Индивидуальный образовательный маршрут (далее ИОМ) — это структурированная программа действия обучающегося (совместно с педагогом/педагогами) на определённом этапе обучения, которая определяется образовательными потребностями индивидуальными особенностями развития воспитанника, а также содержанием стандарта дошкольного образования.[1]

ИОМ призван определить персональный путь реализации интеллектуального, эмоционального, коммуникативного потенциала личности дошкольника в рамках основной или адаптированной образовательной программы дошкольного образования.

Индивидуальный образовательный маршрут как правило составляется для детей имеющих разные стартовые возможности. Исходя из этого можно выделить следующие виды ИОМ:

  • ИОМ для детей, имеющих трудности в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования в силу недостатка развития познавательных процессов;
  • ИОМ для детей с опережающими темпами развития;
  • ИОМ для детей «группы риска», нуждающихся в коррекции поведения и /или эмоционально-волевой сферы;
  • ИОМ для детей с соматической ослабленностью (повышенная утомляемость, сниженная работоспособность и т.д.);
  • ИОМ для детей с ограниченными возможностями здоровья, о котором идёт речь в этой статье. [2]

В настоящее время не существует единой утверждённой нормативными документами формы ИОМ. Поэтому я хочу предложить познакомится с тем вариантом ИОМ, который я использую в своей работе.

Маршрут включает несколько разделов, которые между собой взаимосвязаны и имеют собственные задачи, в совокупности позволяющие обеспечить необходимую ребёнку психолого-педагогическую поддержку. Структура ИОМ состоит из 5-ти разделов: Общие данные, данные о прохождении ПМПК, организационный раздел, содержательный раздел, итоговый раздел. Наполняемость каждого раздела может варьироваться в зависимости от поставленных целей. Рассмотрим более подробно рекомендуемое наполнение каждого раздела ИОМ:

Раздел 1. Общие данные.

Данный раздел включает в себя: данные ребёнка (ФИО, возраст, посещаемая группа, степень адаптации, продолжительность посещения ребёнком ДОУ, характеристику ребёнка на момент составления образовательного маршрута и т.д.), сведения о семье (полная семья или нет, сколько братьев в семье и сестёр, контактные данные и т.д.).

Раздел 2. Данные о прохождении ПМПК

Он включает в себя информацию о прохождении ПМПК (программа обучения, рекомендации специалистов ПМПК, направления работы).

Раздел 3. Организационный раздел

Включает в себя: перечень специалистов сопровождения, расписание образовательной деятельности, сроки реализации маршрута.

Раздел 4. Содержательный раздел

Данный раздел содержит в себе цели и задачи реализации ИОМ, описание форм, методов и средств реализации ИОМ, формы взаимодействия с семьёй, планируемые результаты, содержание коррекционно-развивающей работы специалистов сопровождения.

Раздел 5. Итоговый раздел

Включает в себя данные о динамике развития ребёнка и рекомендации на дальнейшую работу. В данном разделе обязательным пунктом должно быть зафиксировано письменное согласие родителей ребёнка на работу с ним по индивидуальному образовательному маршруту.

Список литературы, используемый при подготовки статьи:

  1. Горбачёва Г.Г. Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления психолого-педагогической коррекции дошкольников с проблемами в развитии/ Г.Г. Горбачёва//Дошкольная педагогика.- 2016. — № 4. — С. 37-38
  2. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: Пособие для педагогов в дошкольном учреждении/ Под ред. Т.В. Волосевич. — М., 2014.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: