Циклограмма работы педагога-психолога. Как распределить рабочее время?

Циклограмма работы педагога-психолога. Как распределить рабочее время?

Циклограмма работы педагога-психолога является важным и обязательным документом в перечне организационно-методической документации. Она представляет собой расписание деятельности специалиста на неделю.

Но прежде, чем приступать к составлению циклограммы необходимо определиться с графиком работы и желательно его составлять таким образом, чтобы педагог-психолог работал не только в первую половину дня, но и во вторую.

Чем руководствоваться при составлении циклограммы?

При составлении циклограммы необходимо руководствоваться

В приказе № 536 в пункте 8.1. говорится:

«Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка организации с учетом: выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе с участниками образовательного процесса, обработки, анализа и обобщения полученных результатов консультативной работы, заполнения отчетной документации. …» (пункт 8.1.)

Исходя из этого и стоит составлять свою циклограмму. Как правило самым сложным является распределение 18 часов работы с участниками образовательных отношений. Об этом я хотела бы немного подробнее рассказать.

Первое с чего я начинаю распределение этих 18 часов работы, так это с работы с родителями и педагогами. На 1 ставку я отвожу в неделю 2 часа на работу с педагогами и 2 часа на работу с родителями. Остальные 14 часов работы отводятся на работу с детьми.

В циклограмме работу с родителями я планирую на 2 половину дня. В это время, как правило, удобно проводить семинары, тренинги, консультации для родителей, родительские собрания и т.д. Работу с педагогами планирую на период времени с 13.00 до 15.00. Это связано с тем, что в это время у детей тихий час и у педагогов есть возможность участвовать в мероприятиях, проводимых психологом.

Самым проблематичным, как показывает практика, является распределение времени на работу с детьми. Это связано с тем, что педагог-психолог в детском саду не является профилирующим специалистом, поэтому в сетку занятий не вносятся занятия с педагогом-психологом, поскольку количество общих занятий не может превышать нормы СанПиН 1.2.3685-21.

Как распределить работу с детьми?

При распределение времени работы с детьми следует учитывать: сетку занятий и режим дня. Как правило все занятия воспитателя и других педагогов, включённых в сетку занятий с детьми проходят в первую половину дня, за исключением старшей группы. Нормами СанПиН 1.2.3685-21 разрешено проводить занятия с детьми старшей группы во второй половине дня.

Исходя из этого самым продуктивным временем для работы психолога с детьми являются промежутки времени:

  • в первую половину дня: с 8.00 до 9.00 и с 11.00 до 12.00. В это время можно планировать индивидуальную работу с детьми, проводить диагностику;
  • во вторую половину дня для планирования работы педагога-психолога с детьми подойдёт промежуток времени с 15.00 до 17.00. В это время удобно проводить групповые занятия с детьми.

Если составить график работы таким образом, что психолог будет работать 3 дня в первую половину дня и 2 дня во вторую половину дня. То с учётом представленных выше рекомендаций по распределению времени работы с участниками образовательных отношений у педагога-психолога уйдет 2 часа на работу с родителями, 2 часа на работу с педагогами, 10 часов на работу с детьми. Из 18 часов нами будет потрачено 14 часов работы. Где же взять ещё 4 часа на работу с детьми?

Думаю для этого идеально подойдут часы в первую половину дня, когда другие педагоги проводят свои занятия. В это время можно проводить наблюдение за детьми, оказывать помощь педагогам во взаимодействии с детьми, организовывать совместные занятия психолога с воспитателями и другими специалистами.

Всё оставшееся время в циклограмме работы педагога-психолога отводится на организационно-методическую работу, участие в методических объединениях психологов, повышение своей квалификации и т.д.

А как вы распределяете время в своей циклограмме. Буду рада если поделитесь своим опытом в комментариях.

Марина Королёва

Педагог-психолог высшей квалификационной категории. Стаж работы педагогом-психологом - 13 лет.

Оцените статью
Сайт педагога-психолога ДОУ
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

  1. Наталия

    Если ребенок не усваивает ООП ДОУ, смысл ему просиживать время на занятии у педагога, куда продуктивнее будет взять его на индивидуальное занятие. Потом, время для наблюдения за процессом адаптации в первой младшей группе удобнее проводить с 7,30 или с 8,00 утра, а не во второй половине дня. Так можно и помочь педагогам, и самим участвовать в процессе. Мне так кажется. А по Вашей циклограмме трудно распределить время.

    Еще вопрос, распределить 1 ставку на 2 группы ОВЗ легко, а как ее распределить на 10 групп общеразвивающей направленности? Когда реализовывать все рабочие программы, да еще по всем возрастам?

    Получается наша работа сводится к работе воспитателей, пришли скопом отвели и ладно. Результат какой на выходе?

    1. Марина Королёва автор

      Здравствуйте. Наталия, брать ребёнка с занятий воспитателя мы не можем, так как это нарушает его права, за исключением детей с ОВЗ, занятия с которыми должны быть прописаны в сетке занятий. В статье не говорится, что надо осуществлять сопровождение адаптационного процесса во второй половине дня. Для этого есть время с 8.00 до 10.00. Что касательно распределения времени на 1 ставку, работая на группах общеразвивающей направленности,то именно этому и посвящена статья. Я представила свой опыт. У вас может быть и по-другому. Если говорить про рабочие программы, то как вы правильно заметили, мы не воспитатели, поэтому не должны заниматься со всеми детьми детского сада. Групповые занятия с детьми формируются с учётом возраста и проблемы ребёнка.

    2. Наталия

      Спасибо за ответ!

  2. Елена

    Спасибо большое очень хороший материал для начинающего психолога, я очень вам благодарна, многое встало на свои места после прочтения ваших материалов!!!

    1. Марина Королёва автор

      Здравствуйте. Елена, спасибо за столь приятный отзыв!

  3. Нина

    Марина, спасибо за обсуждение вопроса. У меня возникли сложности с формированием своей циклограммы (в доу только начинаю деятельность). Поняла, что времени на работу с детьми недостаточно. 8:20-8:50 завтрак; 8:50-10:15 игры и НОД (с которых я забрать ребенка не могу, как поняла из обсуждения); 10:15-12:00 прогулка. А после обеда итого меньше, всего 30 минут могу использовать (по программе у детей игры). Легче со старшими группами, там утром 2 часа есть. Я понимаю, что согласовав с воспитателем ее план НОД, я могу поработать с детьми (ребенком), но как быть с прогулками? могу я с прогулки ребенка забрать в работу? Спасибо за ответ)

    1. Марина Королёва автор

      Здравствуйте. Я беру с прогулки для индивидуальной работы. Не думаю, что в этом есть что-то страшное. В СанПиНе написано, что ежедневная продолжительность прогулок должна составлять 3-4 часа. Смотрите по своему режиму в детском саду. Например, если в группе в режиме учтены все 4 часа прогулки в день, то вы смело можете взять ребёнка на занятие, т.к. по прогулке ребёнок вложится в нормы СанПиНа, даже если он погуляет меньше 20 мин., то его прогулка составит 3 часа 40 мин., а это допустимо СанПиНом.

    2. Нина

      Благодарю за ответ и обсуждение вопроса, Марина)

    3. Марина Королёва автор

      Пожалуйста)

  4. Елена

    Марина, здравствуйте. Я только начала работать в садике компенсирующего вида. У меня 11 групп, из них 4 ЗПР, 3 с нарушением речи, 1 ясельная, 1 ОНДа, 2 ослабленное здоровье.

    Мне нужны Ваши наработки и с детьми зпр и документы. Если они ( документы) для меня подойдут

    1. Марина Королёва автор

      Здравствуйте. Елена, комплект с документами подойдёт в вашем случае. Программы есть для ЗПР и ТНР. Для детей с ослабленным здоровьем можете использовать программы для детей с ЗПР.

    2. Елена

      Спасибо большое! Ваш труд бесценный!!!

      Буду рада помочь и поделиться своими опытом и знаниями. Работала на терапии рук и мелкой моторики с детьми ДЦП. И БОС терапия по ЭЭГ. Очень хорошие результаты.

      Я хочу купить и документы и программы работы с ЗПР.

    3. Марина Королёва автор

      Здравствуйте. Елена, чтобы купить комплекты, нужно перейти в раздел копилка психолога на моём сайте и выбрать понравившийся комплект. Вот ссылка на раздел Копилка психолога

  5. Людмила

    Спасибо за статью!

    Из неё я поняла, что работа с участниками образовательного процесса должна быть не менее половины. А есть ли минимум для методической работы?

    (Мне руководство из ставки 0,5 предлагает на методическую работу — 4 часа и 14 часов с участниками педагогического процесса. Документации в кабинете нет. Положений, программ, конспектов тоже нет. Всё надо оформлять).

    1. Марина Королёва автор

      Здравствуйте. Минимума в нормативных документах не указано. Вопрос решается внутри учреждения, но 4 часа очень мало для методической работы.

  6. Ирина

    Здравствуйте. Меня очень интересует вопрос: наблюдение входит в практическую часть 18 часов психолога мбдоу или это методические часы? Можно ли их прописывать и планировать в циклограмме?

    1. Марина Королёва автор

      Здравствуйте. Да, наблюдение входит в 18 часов практической работы. В циклограмме конечно прописываете.

  7. Людмила

    Добрый день,Марина!Я в школе проработала много времени учителем.В данный момент я устроилась на 0,5 ставки педагогом-психолога в ДОУ и не знаю с какой диагностики с первых дней работы мне начать,т.к. меня попросила заведующая.Спасибо

    1. Марина Королёва автор

      Здравствуйте. Уже середина учебного года. Можно просто сделать опрос среди педагогов на предмет кто из детей вызывает у них беспокойство и по какой причине. Затем вы этих детей диагностируете и можете сформировать из них коррекционные группы.

  8. Lana

    Здравствуйте. Я только начала работу в доу, март месяц. Документации никакой нет, купила у вас комплект документов, очень помогло, спасибо большое. С чего мне сейчас начать работу? Нужно ли на всех детей заполнять психологическую карту? ( в садике 6 групп, по 30-40 чел). Спасибо.

    1. Марина Королёва автор

      Здравствуйте. Карта заводится только на тех детей с кем вы работаете.

  9. Екатерина

    Марина, здравствуйте! Спасибо Вам за ваш материал, он очень полезен, особенно для начинающих психологов. Подскажите, пожалуйста, как составить циклограмму работая в саду с детьми с умственной отсталостью. 1 ставка психолога на 4 группы детей с УО.

    1. Марина Королёва автор

      Здравствуйте. Начинайте расписывать, как я описала в статье. Сначала распределите 18 часов на работу с участниками образовательных отношений.

  10. Ольга

    Огромное спасибо Марина, за Вашу работу ! Очень удобно искать информацию самим не нужно!

  11. Ирина кулькова

    Здравствуйте, Марина! Очень прошу проконсультировать меня по нескольким вопросам. 1. Методические часы обязательно проводить в учреждении, если при этом в кабинете отсутствует выход в интернет, приходится по ночам работать дома?
    2. Старший воспитатель в сетке занятий в группах поставила мои все в первую половину дня, но инд. работу- после сна. Утверждает. что по новому СанПину все занятия должны проводиться только с утра. Правильно ли это?
    Огромная благодарность за Вашу Копилку психолога! Это палочка-выручалочка!

    1. Марина Королёва автор

      Здравствуйте.
      1. Данный вопрос регулируется правилами внутреннего трудового распорядка. А чисто по человечески нужно разговаривать с руководством и аргументировать свою потребность работать часть методического времени дома. Это может быть не все 18 часов, а какая-то часть.
      2. Психолог не может стоять в сетке занятий. Мы оказываем адресную психологическую помощь. В СанПине сказано, что образовательная деятельность может проводиться до 17:00. У старшего дошкольного возраста в обязательном порядке должно быть одно занятие во вторую половину дня.

  12. Константин

    Здравствуйте Марина! Спасибо большое за сайт и методические материалы, с радостью приобрел.
    Только начал работать в должности педагога-психолога в ДОУ, не совсем понятна ситуация с нагрузкой, подскажите пожалуйста.
    Есть ли документ регламентирующий количество детей с которыми педагог-психолог должен проводить работу? У меня в саду 26 детей имеют заключение ЦПМПК для работы по адаптированной образовательной программе, из них двое имеют РАС, 7 имеют ЗПР.
    Еще 8 детей имеют заключение для работы по основной образовательной программе.
    Периодически воспитатели просят отправить на комиссию новых детей.
    Я работаю на 0,5 ставки и как мне распределить всех имеющихся 34 ребенка в графике работы пн/ср/пт с 8.00 до 14.00 ума не приложу.
    Заранее спасибо!

    1. Марина Королёва автор

      Здравствуйте. Все нормы по работе с детьми ОВЗ прописаны в приказе № 373 от 31 июля 2020 г. «Об утверждении порядка осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования».

  13. Наталья

    Доброго времени, Марина. Прочитав статью и комментарии, хочу понять, правильно ли я поняла, что если я работаю на 2-х группах компенсирующей направленности детей с ТНР (всего 20 человек), у которых прописан педагог-психолог, то занятия мои должны быть отражены в сетке занятий?

    1. Марина Королёва автор

      Здравствуйте. Занятия психолога не должны стоять в сетке, но относительно групп компенсирующей направленности, лично моё мнение, лучше ставить их в сетку (хотя бы одно занятие), чтобы у детей не было перегрузки и вам было комфортнее работать, зная своё время.

  14. Любовь

    Здравствуйте, Марина. Подскажите пожалуйста, а занятия с детьми ОВЗ в группе комбинированной направленности психолог проводит взамен каких занятий воспитателя?

    1. Марина Королёва автор

      Здравствуйте. Никаких. Мы не имеем право брать с занятий воспитателя.

  15. Вита

    Здравствуйте,скажите, сколько часов в неделю должно отводиться на работу с детьми, если я работаю на ), 09 ставки?

    1. Марина Королёва автор

      Здравствуйте. На основании приказа Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (по педагогам -психологам — пункт VIII) на работу с участниками образовательного процесса (дети, педагоги, родители) отводится НЕ МЕНЕЕ половины недельной продолжительности рабочего времени. Сколько из этого времени будет отведено на детей решаете сами.