Разработка рабочей программы педагога-психолога ДОУ

В связи с вступлением в силу новых законодательных актов (ФЗ № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО) возникает необходимость пересмотра и приведения в соответствие всей документации дошкольного учреждения, в том числе и документации педагога-психолога ДОУ.

В этой статье речь пойдёт о рабочих программах педагога-психолога.

Разработка рабочей программы педагога-психолога ДОУ

Что такое рабочая программа?

Рабочая программа является важным инструментом для реализации образовательных программ ДОУ, а также неотъемлемым компонентом в работе педагога, в том числе и педагога-психолога. Об этом говорится в ст. 48 Федерального законна № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации». Там прописано:

«Педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой» (ст. 48 ФЗ № 273)

Также Федеральным законом № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» устанавливается значение рабочей программы в системе образования, которая входит в понятие «образовательная программа», как составная часть комплекса основных характеристик образования, а также в понятие «примерная основная образовательная программа», как структурная единица учебно-методической документации. Это прописано в ФЗ № 273 в ст. 2 п. 9, п. 10.

На основании всего выше сказанного можно определить, что такое рабочая программа.

Рабочая программа — это нормативный документ, базирующийся на образовательной программе дошкольного учреждения, содержание которого адаптировано к конкретным условиям группы и отражает возрастные и индивидуальные особенности развития детей. (О.А. Воронкевич, Т.Ю. Седачёва, Е.А. Якимова) [1]

Таким образом мы можем сделать вывод о необходимости разработки рабочей программы педагогом ДОО, в том числе и педагогом-психологом.

Структура рабочей программы

Как же должна выглядеть рабочая программа педагога-психолога ДОУ?

Во ФГОС ДО во 2 разделе прописана структура и наполняемость образовательной программы дошкольного образования, но не упоминается о том, как в области документального оформления осуществляется дальнейшая реализация образовательной программы. Во ФГОС даже не упоминается о рабочих программах.

На этот счёт имеются: «Методические рекомендации по использованию примерной основной образовательной программы дошкольного образования при разработке образовательной программы дошкольного образования в образовательной организации».

В данных методических рекомендациях говорится следующее:

«….. в практике работы педагогов и специалистов дошкольного образования может быть использован рабочий документ, в котором отражаются предполагаемые варианты организации работы с детьми, учитывающие результаты проведенных им наблюдений. То есть под рабочим понимается -черновой, оперативный, гибкий вариант планирования, учитывающий особенности ситуации. Это могут быть программы любой длительности,даже программы проведения отдельных мероприятий или событий. Главное требование к таким программам — возможность быстро перестраивать их по ситуации, адаптировать к реальным условиям образовательной деятельности». Таким «рабочим документом» может стать «рабочая программа» педагога и специалиста дошкольного образования.

Таким образом структура рабочей программы определяется образовательной организацией самостоятельно и закрепляется локальным актом ДОУ.

При этом, на мой взгляд, обязательными компонентами рабочей программы педагога, в том числе педагога-психолога, должны стать:

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ:

  • Пояснительная записка, включающая в себя цели, задачи, принципы формирования программы и характеристику особенностей развития детей.
  • Планируемые результаты реализации Программы.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  • Календарно-тематическое планирование;
  • Содержание Программы;
  • Контроль освоения детьми Программы;
  • Особенности взаимодействия педагога-психолога с семьями воспитанников.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  • Материально-техническое обеспечение Программы;
  • Учебно-методическое обеспечение Программы;
  • Режим реализации Программы;
  • Расписание занятий.

При этом отличия такой «рабочей программы» от традиционного календарного планирования заключается в следующем:

  1. Содержание вариативно и может быть изменено педагогом-психологом;
  2. Содержание учитывает особенности развития детей данной конкретной группы;
  3. Содержание отдельных занятий педагога-психолога с детьми объединено общим контекстом.

Таким образом, рабочая программа педагога, в том числе педагога-психолога, обязательна к разработке, так как является неотъемлемой частью основной образовательной программы и может являться основанием для оценки качества образовательного процесса. [1]

Для написания рабочей программы вы можете воспользоваться следующей литературой.

  • Верещагина Н.В. Программа психологического сопровождения в ДОО.
  • Нищева Н.В. Рабочая программа педагога ДОО из опыта работы ФГОС ДО.

Так же вы можете приобрести уже готовый комплект рабочих программ педагога-психолога ДОУ.

Комплект материалов «Рабочие программы психолога ДОУ»

Литература, используемая для написания статьи:

  • Солнцева О.В., Склярова Ю.Р. Экспертиза качества рабочей программы педагогов дошкольной образовательной организации: учебно-методическое пособие.
Марина Королёва
Автор: Марина Королёва
Педагог-психолог высшей квалификационной категории. Стаж работы педагогом-психологом - 13 лет.
Сайт педагога-психолога ДОУ
Вам может пригодиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: