10 самых часто задаваемых вопросов начинающих психологов

Даже у самого опытного специалиста в процессе профессиональной деятельности возникают вопросы, а у молодого специалиста, которой только пришёл в эту профессию, таких вопросов возникает ещё больше. Я отобрала 10 самых часто задаваемых вопросов начинающих психологов и подготовила на них ответы.

10 самых часто задаваемых вопросов начинающих психологов

Вопрос № 1. С чего начать работу педагога-психолога в ДОУ?

Ответ: Начинать работу педагога-психолога в образовательном учреждении стоит с изучения нормативно-правовой документации. Первое, что стоит изучить — это закон об образовании РФ и ФГОС ДО. Отдельного внимания заслуживает профессиональный стандарт педагога-психолога. В нём прописаны все наши трудовые функции, то есть, то чем должен заниматься педагог-психолог в образовательном учреждении. Более подробно с ответом на этот вопрос вы сможете познакомиться в статье: «С чего начать работу психолога в ДОУ?»

Вопрос 2. Как распределить рабочее время?

Ответ: Распределение рабочего времени педагога-психолога достаточно частый вопрос среди молодых специалистов. На 1 ставку положено 36 часов рабочего времени, из которых 18 часов необходимо распределить на работу с детьми, педагогами и родителями и 18 часов на организационно-методическую работу, повышение своей квалификации и т.д. Более подробно об этом можно почитать в статье: «Циклограмма работы педагога-психолога. Как распределить рабочее время?»

Вопрос № 3. Какую документацию оформлять?

Ответ: В настоящее время нет единого нормативно-правового документа, который бы регламентировал документацию педагога-психолога, поэтому перечень необходимой документации и их форма утверждается внутренним локальным актом дошкольного учреждения. С примерным перечнем документации можно познакомиться на странице моего сайта: «Документация педагога-психолога ДОУ», там же можно скачать некоторые нормативные документы и законодательные акты.

Комплект документов психолога ДОУ

А для тех кто не хочет тратить много времени на создание необходимых документов, предлагаю воспользоваться готовым комплектом документации в который я включила всё необходимое для работы:

  • Журналы
  • Бланки и формы
  • Протоколы и другое

Вопрос № 4. Какое оборудование должно быть в кабинете педагога-психолога ДОУ?

Ответ: Наполняемость кабинета определяется каждым специалистом самостоятельно. Вот несколько рекомендации, которыми можно воспользоваться при наполнении кабинета:

  • Наличие игрушек сенсорного характера: пирамидки, вкладыши, всевозможные звучащие и тактильные предметы, сенсорные коробки, разноцветные кубики и т.д.
  • Предметные игрушки: машинки, куклы и т.д.
  • Игры на развитие мелкой моторики: игры с прищепками, бусы, шнуровки и т.д.
  • Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Определи последовательность», «Что пропало?», «Подбери по форме», «Найди по цвету» и т.д.
  • Игры на развитие эмоциональной сферы: кубик «Эмоции», д/и «Театр настроений», д/и «Подбери эмоцию», д/и «Эмоциональное лото», д/и «Чувства в домиках» и т.д.
  • Оборудование для песочной терапии: Юнгианская песочница, кинетический песок, световой стол для рисования песком, мелкие игрушки, формочки и т.д.
  • Материалы для арт-терапии: краски, пластелин, глина, цветные карандаши и т.д.

Вопрос № 5. Какие программы можно использовать в работе с детьми?

Ответ: На полках в магазинах имеется множество программ, которые педагог-психолог может использовать в своей работе. Эти программы можно использовать, как в чистом виде, а можно корректировать под ту категорию детей с которыми вы работаете.

Вопрос № 6. Нужно писать одну рабочую программу или на каждый возраст должна быть своя программа?

Ответ: Оба варианта можно использовать. В случае написания одной общей рабочей программы вам необходимо будет расписать работу с детьми во всех возрастных группах. Структуру рабочей программы необходимо утвердить внутренним локальным актом дошкольного учреждения. Более подробно про разработку рабочей программы можно почитать в статье: «Разработка рабочей программы педагога-психолога ДОУ».

А для тех, кто не хочет тратить время на разработку рабочих программ может найти их в моей копилке психолога. Ниже вы найдёте ссылки на них.

Вопрос № 7. Какие основные направления в работе педагога-психолога с детьми?

Ответ: Выбор направлений в работе с детьми педагог-психолог определяет самостоятельно исходя из запросов администрации, педагогов, родителей. Основными направления в работе с детьми могут быть:

  • психологическая подготовка к школе;
  • сопровождение детей в период адаптации к ДОУ;
  • оказание коррекционной помощи детям по запросам педагогов, администрации ДОУ и родителей (законных представителей);
  • оказание коррекционной помощи детям по результатам психологической диагностики.

Вопрос № 8. Какие методики лучше всего использовать?

Ответ: Каждый специалист определяет сам, какие методики он будет использовать в своей работе. Очень многое зависит от цели, которую он ставит перед собой. С примерным перечнем диагностического инструментария педагога-психолога можно познакомиться в статье: «Какой диагностический инструментарий использовать в работе?»

Вопрос № 9. Нужно ли проводить диагностику со всеми детьми детского сада?

Ответ: Проведение диагностики со всеми детьми детского сада не является обязательным. На мой взгляд, это отнимает большое количество времени. Более целесообразно проводить диагностику:

  • с детьми подготовительной группы, с целью выявления детей, имеющих низкий уровень познавательного развития и не сформированную школьную мотивацию для дальнейшего проведения коррекционно-развивающей работы;
  • с детьми средних групп с целью выявления детей с низким уровнем развития и дальнейшего направления их на ПМПК.

Остальную диагностику целесообразно проводить по запросам педагогов, администрации и родителей (законных представителей).

Вопрос № 10. Как правильно написать психологическое заключение?

Ответ: Написание психологического заключения является важным документом в работе психолога. В психологическом заключении необходимо отразить:

  • Общие данные о ребёнке: ФИО, дата рождения (возраст), посещаемая группа.
  • Используемые методики;
  • Цель обследования;
  • Особенности эмоционально-волевой сферы и поведения ребёнка;
  • Характер деятельности ребёнка;
  • Результаты диагностики;
  • Выводы, сильные и слабые стороны ребёнка.
  • Рекомендации по дальнейшему сопровождению ребёнка.
Марина Королёва

Педагог-психолог высшей квалификационной категории. Стаж работы педагогом-психологом - 13 лет.

Оцените статью
Сайт педагога-психолога ДОУ
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.