Даже у самого опытного специалиста в процессе профессиональной деятельности возникают вопросы, а у молодого специалиста, которой только пришёл в эту профессию, таких вопросов возникает ещё больше. Я отобрала 10 самых часто задаваемых вопросов начинающих психологов и подготовила на них ответы.
- Вопрос № 1. С чего начать работу педагога-психолога в ДОУ?
- Вопрос 2. Как распределить рабочее время?
- Вопрос № 3. Какую документацию оформлять?
- Вопрос № 4. Какое оборудование должно быть в кабинете педагога-психолога ДОУ?
- Вопрос № 5. Какие программы можно использовать в работе с детьми?
- Вопрос № 6. Нужно писать одну рабочую программу или на каждый возраст должна быть своя программа?
- Вопрос № 7. Какие основные направления в работе педагога-психолога с детьми?
- Вопрос № 8. Какие методики лучше всего использовать?
- Вопрос № 9. Нужно ли проводить диагностику со всеми детьми детского сада?
- Вопрос № 10. Как правильно написать психологическое заключение?
Вопрос № 1. С чего начать работу педагога-психолога в ДОУ?
Ответ: Начинать работу педагога-психолога в образовательном учреждении стоит с изучения нормативно-правовой документации. Первое, что стоит изучить — это закон об образовании РФ и ФГОС ДО. Отдельного внимания заслуживает профессиональный стандарт педагога-психолога. В нём прописаны все наши трудовые функции, то есть, то чем должен заниматься педагог-психолог в образовательном учреждении. Более подробно с ответом на этот вопрос вы сможете познакомиться в статье: «С чего начать работу психолога в ДОУ?»
Вопрос 2. Как распределить рабочее время?
Ответ: Распределение рабочего времени педагога-психолога достаточно частый вопрос среди молодых специалистов. На 1 ставку положено 36 часов рабочего времени, из которых 18 часов необходимо распределить на работу с детьми, педагогами и родителями и 18 часов на организационно-методическую работу, повышение своей квалификации и т.д. Более подробно об этом можно почитать в статье: «Циклограмма работы педагога-психолога. Как распределить рабочее время?»
Вопрос № 3. Какую документацию оформлять?
Ответ: В настоящее время нет единого нормативно-правового документа, который бы регламентировал документацию педагога-психолога, поэтому перечень необходимой документации и их форма утверждается внутренним локальным актом дошкольного учреждения. С примерным перечнем документации можно познакомиться на странице моего сайта: «Документация педагога-психолога ДОУ», там же можно скачать некоторые нормативные документы и законодательные акты.
А для тех кто не хочет тратить много времени на создание необходимых документов, предлагаю воспользоваться готовым комплектом документации в который я включила всё необходимое для работы:
- Журналы
- Бланки и формы
- Протоколы и другое
Вопрос № 4. Какое оборудование должно быть в кабинете педагога-психолога ДОУ?
Ответ: Наполняемость кабинета определяется каждым специалистом самостоятельно. Вот несколько рекомендации, которыми можно воспользоваться при наполнении кабинета:
- Наличие игрушек сенсорного характера: пирамидки, вкладыши, всевозможные звучащие и тактильные предметы, сенсорные коробки, разноцветные кубики и т.д.
- Предметные игрушки: машинки, куклы и т.д.
- Игры на развитие мелкой моторики: игры с прищепками, бусы, шнуровки и т.д.
- Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Определи последовательность», «Что пропало?», «Подбери по форме», «Найди по цвету» и т.д.
- Игры на развитие эмоциональной сферы: кубик «Эмоции», д/и «Театр настроений», д/и «Подбери эмоцию», д/и «Эмоциональное лото», д/и «Чувства в домиках» и т.д.
- Оборудование для песочной терапии: Юнгианская песочница, кинетический песок, световой стол для рисования песком, мелкие игрушки, формочки и т.д.
- Материалы для арт-терапии: краски, пластелин, глина, цветные карандаши и т.д.
Вопрос № 5. Какие программы можно использовать в работе с детьми?
Ответ: На полках в магазинах имеется множество программ, которые педагог-психолог может использовать в своей работе. Эти программы можно использовать, как в чистом виде, а можно корректировать под ту категорию детей с которыми вы работаете.
Вопрос № 6. Нужно писать одну рабочую программу или на каждый возраст должна быть своя программа?
Ответ: Оба варианта можно использовать. В случае написания одной общей рабочей программы вам необходимо будет расписать работу с детьми во всех возрастных группах. Структуру рабочей программы необходимо утвердить внутренним локальным актом дошкольного учреждения. Более подробно про разработку рабочей программы можно почитать в статье: «Разработка рабочей программы педагога-психолога ДОУ».
А для тех, кто не хочет тратить время на разработку рабочих программ может найти их в моей копилке психолога. Ниже вы найдёте ссылки на них.
Вопрос № 7. Какие основные направления в работе педагога-психолога с детьми?
Ответ: Выбор направлений в работе с детьми педагог-психолог определяет самостоятельно исходя из запросов администрации, педагогов, родителей. Основными направления в работе с детьми могут быть:
- психологическая подготовка к школе;
- сопровождение детей в период адаптации к ДОУ;
- оказание коррекционной помощи детям по запросам педагогов, администрации ДОУ и родителей (законных представителей);
- оказание коррекционной помощи детям по результатам психологической диагностики.
Вопрос № 8. Какие методики лучше всего использовать?
Ответ: Каждый специалист определяет сам, какие методики он будет использовать в своей работе. Очень многое зависит от цели, которую он ставит перед собой. С примерным перечнем диагностического инструментария педагога-психолога можно познакомиться в статье: «Какой диагностический инструментарий использовать в работе?»
Вопрос № 9. Нужно ли проводить диагностику со всеми детьми детского сада?
Ответ: Проведение диагностики со всеми детьми детского сада не является обязательным. На мой взгляд, это отнимает большое количество времени. Более целесообразно проводить диагностику:
- с детьми подготовительной группы, с целью выявления детей, имеющих низкий уровень познавательного развития и не сформированную школьную мотивацию для дальнейшего проведения коррекционно-развивающей работы;
- с детьми средних групп с целью выявления детей с низким уровнем развития и дальнейшего направления их на ПМПК.
Остальную диагностику целесообразно проводить по запросам педагогов, администрации и родителей (законных представителей).
Вопрос № 10. Как правильно написать психологическое заключение?
Ответ: Написание психологического заключения является важным документом в работе психолога. В психологическом заключении необходимо отразить:
- Общие данные о ребёнке: ФИО, дата рождения (возраст), посещаемая группа.
- Используемые методики;
- Цель обследования;
- Особенности эмоционально-волевой сферы и поведения ребёнка;
- Характер деятельности ребёнка;
- Результаты диагностики;
- Выводы, сильные и слабые стороны ребёнка.
- Рекомендации по дальнейшему сопровождению ребёнка.